Как перестать всё усложнять?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Недавно осознала, что у меня есть психологический барьер: мне намного проще решать задачи, требующие аналитического и структурного подхода, чем те, которые требуют быстрых и легких решений. Я - художник, и у меня есть некоторые творческие успехи, но мое сложное отношение к вещам всегда загоняет меня в тупик. Например, чтобы придумать простую песню для знакомой поп-группы (я часто переключаю поле деятельности, пока не начну опять все усложнять), я сначала тщательно анализирую свой жизненный опыт, подбираю образы, художественные приемы, в итоге получаются сложные и непонятные другим людям философские стихи. Если я перестаю относиться так важно к делу, стихи получаются слишком простыми и банальными. Также и в живописи: я много лет училась упрощать и стилизовать форму, но все равно ко мне в голову лезут вопросы: а зачем ты это рисуешь? Почему именно это? Не получается взять эмоции и идеи напрямую из головы, необходимо еще доказать себе, что этот объект достоин того, чтобы я его нарисовала. Такое чувство, что, чтобы научиться делать что-то простое, я должна еще 20 лет учиться все упрощать. Но это не так - у моих друзей все получается с первого раза. Я раньше думала: может, это не мое - делать легкие вещи. Но нет: когда я сталкиваюсь даже с самыми мелкими проблемами в отношениях, я начинаю думать, что это навсегда и со мной что-то не так. Мои друзья даже удивляются: как я, человек, который легко способен сконцентрироваться и продумывать сложные вещи, сделать глубокие выводы, приходит в ступор от простых и мелких задач. Иногда мне кажется, что у всех есть инструкция к существованию, которой со мной не поделились. Я всю жизнь считаю, что всё очень сложно и надо подходить к каждой проблеме основательно или вообще не подходить, если не собираешься добиваться высот, хотя практика доказывает, что это не обязательно. И как же выработать более легкое отношение к жизни, если даже к этому вопросу я уже начала подходить сложно и структурно (читать материал, продумывать психологические упражнения и т.д.)? Эта проблема мешает мне и в творчестве, и в быту, и в отношения с людьми (в этой сфере я постепенно превращаюсь в конченного интроверта).
Автор вопроса: Елена Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Рагулина Анастасия Юрьевна.
Здравствуйте, Елена! Я бы хотела обратиться к Вашему прошлому. Как Вы считаете, строго ли Вас воспитывали в детстве? Привыкли Вы все делать идеально? Требовали ли от Вас родители правильного выполнения их просьб? Не было ли у Вас права на ошибку? Если Вы положительно ответили на эти вопросы, Ваша ситуация может быть связана с перфекционизмом, который Вам привили в детстве родители. Если ребенка приучают к тому, что его будут любить, когда он идеален (и никак иначе) в своих поступках, поведении, характере, он стремится к совершенству. Требовательность родителей могла повлиять на Ваше сложное отношение к вещам, о которых Вы пишите. Другими словами, не бывает ничего простого и легкого, нужно хорошо постараться, чтобы добиться лучшего, большего, заслужить похвалу и одобрение. Именно по этой причине, Вы обесцениваете свои идеи, считаете их недостойными, пытаетесь их доработать. У меня есть предположение, что быстрый ответ для Вас приравнивается к неправильному. Когда Вы усложняете свои идеи или принятие решения, Вы не оставляете места для случайности, которая может произойти и Вам важно контролировать то, что происходит. Здесь важно понимать, что не все подвластно нашему контролю, не всем мы можем управлять.
Я заметила, что Вы проделываете большую работу для того, чтобы закончить начатое дело или принять решение. Это говорит о страхе «завершения». Замечали ли Вы в себе, что тревожитесь, находите недочеты в работе и Вам сложно поставить «точку» в деле? Такая тревога может быть связана с переживанием разлуки в детстве (например, Вас могли разлучить со значимым человеком, пусть и ненадолго), и момент завершения может быть сложен в этом отношении. То есть, усложняя, Вы избегаете завершения.
Стремление усложнять себе жизнь связано также со страхом ошибиться, сделать неправильно. И тогда Вы начинаете анализировать. Этот страх также связан с непринятием себя, недоверием к себе самой. За убеждениями, думами, прочими мыслями, которые практически всегда вертятся в голове, очень сложно услышать свой собственный голос. А ведь этот голос – это огромный ресурс, Ваш потенциал на пути к тому, какое решение Вы бы хотели принять в Здесь и Сейчас. Начните с принятия себя, такой, какая Вы есть, со всеми своими прошлыми ошибками, планами, мечтами. С хорошими и не очень качествами. Не думайте о том, что подумают о Вас другие, что они скажут. Не сверяйте каждое свое дело с идеалом «безупречного человека». Учитесь снижать градус тревоги. Научившись спокойно относиться к ситуациям, можно лучше сосредоточиться на поиске быстрого решения. Для этого нужно научиться расслабляться и, таким образом, успокаивать свои эмоции. Желаю Вам удачи!