Снятся сны, что я все время убегаю домой, ничего не могу сказать, не получается.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я Катя и мне 18 лет.
Мне снится сон один и тот же, но через какой-то промежуток времени, т. е я его вижу уже не впервые. Снится то что я стою на улице и из далека едет машина видно только свет. Не знаю почему я решаю спрятаться, потом убегаю видимо чего-то испугалась, за мной никто не гонится, но я убегаю и вижу как эта машина едет мне навстречу, за рулем никого. Я бегу домой не далеко живу от этого места в реальности. Бегу и пытаюсь сказать что-то, но не получается открываю рот и пытаюсь сказать слово, а получаются только какие-то звуки, за мной ещё и бегут собаки. Я добегаю до дома, захожу и пытаюсь сказать мама, получается только с третьего раза. После того как я произнесла мама, я проснулась.
Дело в том что я уже несколько раз видела этот сон. Даже если сон не этот, а просто снятся кошмары, я не могу ничего говорить в них. Снятся сны, что я все время убегаю домой, ничего не могу сказать, не получается.
Что мне делать с этим, я не знаю.
Как бороться тоже.
Почему мне снится этот сон? И как его понять?
Автор вопроса: Катя Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Михляев Евгений Валерьевич.
Добрый день, Катерина!
Интерпретация сновидений – метод, который требует, чтобы психолог задал клиенту массу уточняющих вопросов направленных на то, чтобы прояснить какое личное значение каждый символ сновидения имеет для клиента в контексте его жизни. К сожалению, жанр «психологического эссе» лишает нас такой возможности, поэтому в дальнейшей интерпретации я буду придерживаться общих подходов к трактованною символов и архетипов бессознательного, либо попросту высказывать предположения, которые требуют тщательной проверки.
Чтобы Вам перестать тревожиться из-за повторяющегося сна, будет полезно в целом понять, что такое сновидение, откуда оно берется и почему сновидение (либо отдельные сюжеты сновидения) могут повторяться. Факт, не требующий доказательств – существует сознательная и бессознательная сферы психики человека. Сознание это Вы сами, это то, что в данный момент ощущаете глазами, ушами, обонянием, то, что помните, то какие эмоции переживаете. Каждую минуту Ваше сознание активно работает. Оно (как ему и положено) взаимодействует с окружающей средой: воспринимает информацию, обрабатывает ее, учится. С помощью сознания Вы усваиваете правила социального поведения, познаете мир, планируете свою жизнь, принимаете решения и пр.
В то же самое, время активно работает Ваше бессознательное и у него дел гораздо больше. Во-первых оно управляет всеми физиологическими процессами, которые происходят в Вашем теле. Подумайте, без Вашего сознательного участия кровь движется по сосудам организма, Вы дышите, перевариваете и усваиваете пищу и пр. Во-вторых, бессознательное неустанно следит за Вашей безопасностью. Если что-то приблизится к Вашему глазу, Вы тут же моргнете. Если появится болевое ощущение в конечности, Вы ее отдерните. Если возникнет ситуация, угрожающая жизни или здоровью, в организме моментально запустятся сотни процессов направленных на мобилизацию физических и психических ресурсов (испуг, выброс адреналина и пр.). И опять же все это без всякого сознательного участия с Вашей стороны. Из сказанного мы делаем вывод, что пользуясь теми же органами чувств (зрением, слухом, обонянием, тактильными ощущениями), наше бессознательное постоянно следит за тем, что происходит вокруг. Более того, оно получает больше информации, чем наше сознание. Какой то неясный звук или что то где то мелькнуло, мы даже не успели рассмотреть и понять что это, но произошедшее восприняло наше бессознательное и даже если оно не смогло интерпретировать полученную информацию, оно ее запомнило и связало с последующими событиями. Эти процессы лежат в основе работы нашей интуиции.
Итак, мы убедились, что бессознательное, в том числе, следит за нашей безопасностью, постоянно наблюдает за тем, что происходит вокруг и «знает» больше. Мы так же знаем, что в случаях прямой угрозы бессознательное вмешивается в наши физиологические процессы и/или запускает рефлекторные движения. Но что делать бессознательному, если угроза не столь очевидна, или если вероятность наступления негативных событий или тяжесть их последствий не поддается расчету. Иными словами, ситуация требует внимания, но описанные выше физиологические или двигательные реакции тут неуместны. Здесь следует оговориться, что речь может идти не только о физической опасности, но и о событиях, которые в потенциале могут привести нас к негативным последствиям социального характера (например, к осуждению со стороны близких). В таких случаях бессознательное начинает подавать сигналы. Сигнализировать что либо словами оно не может, так как не использует человеческую речь. Пока мы находимся в состоянии сознания, оно подает сигналы в виде чувства тревоги без явных причин, странных ассоциаций, ощущений в теле, неожиданно всплывающих воспоминаний. Во сне, в состоянии транса, в другом измененном состоянии сознания бессознательное может использовать зрительные образы. Во сне возможности бессознательного для общения с нами особенно широки и образы могут превращаться в целые сюжеты, которые разворачиваются перед глазами спящего.
Далеко не всегда сны являются посланиями бессознательного, которые требуют пристального внимания с нашей стороны. Обычно сны это процесс обработки полученной во время бодрствования информации или отреагирования полученных ранее ярких впечатлений. Но повторяющийся сон, или сюжет сна, как правило, сигнал бессознательного.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что повторяющиеся сновидения это своего рода часть нашего «психологического иммунитета». Вы убедились, что у Вас он работает и это хороший знак, из-за которого не стоит переживать. Мы же не переживаем из-за того, что наше тело способно бороться с инфекциями, может регулировать температуру кровяного русла и выводить попавшие в него токсины.
Теперь давайте попробуем предположить, что может означать Ваш повторяющийся сон. Во сне Вы пугаетесь автомобиля, который приближается к Вам издалека. Если автомобили не имеют в Вашей жизни какого то особенного значения, то обычно это объекты, которые ежедневно окружают нас в большом количестве. Автомобили это повседневность, порой они могут представлять серьезную опасность, хотя пешеходу, который видит автомобиль издалека опасность, как правило, не грозит. Важная деталь Вашего сна – автомобиль без водителя. Иными словами нет управления, отсутствует элемент контроля. Во время Вашего бегства к погоне присоединяются собаки. Еще один символ, имеющий схожие характеристики в повседневной жизни. Если для Вас образ собаки не имеет какого то особого значения, то собаки тоже окружают нас в изобилии. При соблюдении элементарных правил поведения, собаки нам редко угрожают. Но собак много, и действительно, стая собак может представлять серьезную угрозу и прежде всего потому, что стая это уже стихия, она тоже неуправляема. Очень сложно предугадать, как поведет себя стая в следующее мгновение, пробегут ли они мимо, или проявят ненужный интерес.
С некой долей вероятности можно предположить, что бессознательное обращает Ваше внимание на какие-то повседневные аспекты Вашей жизни, в которых отсутствует должный контроль и управление, и в дальнейшем это может привести к негативным последствиям. Как я говорил, не обязательно речь идет о физической опасности. Осуждение со стороны окружающих (особенно близких), проблемы со здоровьем, проблемы с учебой, проблемы с законом это тоже опасности. Подумайте, что в Вашей жизни пущено на самотек? Говоря языком бессознательного, в какой части Вашей жизни нет «водителя» (хотя он там должен быть)? Что в Вашей жизни накопилось («собралось в стаю») настолько, что может представлять угрозу (как я говорил, не обязательно физическую угрозу)?
Во сне Вы заходите в свой дом. Дом это символ, который может трактоваться очень по-разному, но здесь это Ваш дом, в нем живет Ваша мать. Не буду вдаваться в подробности, но сочетание образов дома и матери может означать в буквальном смысле первоисточник, начало, мощный ресурс, жизненную силу (дом с матерью и защитит и накормит и обогреет, тут помогут, тут позаботятся, тут я расту, тут я становлюсь сильнее). И в этом доме Вам нужно что то сказать – не важно что. Сказать, это значит заявить, в буквальном смысле проявить себя, обозначить свою позицию, стать активным участником событий.
Возможно, бессознательное подсказывает, что вернуть контроль или начать чем-то управлять поможет обращение к тем, кто несет защищающую или обеспечивающую функцию. И это не обязательно родители. В зависимости от контекста (проблемы) это могут быть учителя, руководство предприятия, медицинское учреждение, правоохранительные органы, благотворительные фонды, в общем все, что можно понимать как ресурс.
Катерина, в своем послании я не дал Вам четких, однозначных ответов. В работе психолога это вообще редко возможно, тем более в таком режиме общения. Но я постарался дать Вам максимум опорных точек для дальнейших рассуждений и действий в результате этих размышлений. Уверен, при внимательном прочтении и вдумчивом подходе, Вам скоро станет очевидно, какому аспекту Вашей жизни не помешает дополнительный контроль и управление. Желаю Вам в этом успехов и пусть, то, что мы сегодня узнали, поможет Вашему дальнейшему общению с бессознательным.
Е.В. Михляев