Тревожные мысли, страх от ссор в семье, жестокие картины в голове.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Прощу Вашей помощи. У меня «паранойя», постоянный страх, что в семье могут быть ссоры, мама с папой или брат с кем-то. Если увижу кого-то без настроения, сразу начинаю задавать вопросы: «поссорились? Что не так?». Этот страх не проходит уже больше года. Я не замужем, собираюсь поехать заграницу на учебы. Боюсь оставить семью. Боюсь, что будут ссоры и я буду далеко. Хочу отметить, что ссор бывает у нас примерно раз в месяц, не так уж и часто. При мысли о ссорах сразу слезы на глазах. Другая проблема в том, что у меня в голове появляются картины жестоких убийств, в основном жертвой бываю я. Последнее время, меня по каждой маленькой причине мучает совесть. Бывают провалы в памяти. Не узнаю свои вещи, правда такое бывает редко. Надоело это состояние. Скажите как избавиться? Думала, что это ОКР, потому - что если дотронусь до чего либо, должна мыть руки, а то ощущаю дискомфорт. Но ведь ОКР не связан с тем, что перечислила наверху.
Думаю стоит отметить, что фобий стало намного больше.
Автор вопроса: ALYONA Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Добрый день уважаемая ALYONA!
1. Первое, что я бы настоятельно посоветовала, это обратиться к специалистам на очный прием! Симптомы, которые Вы описали лучше исследовать и поставить адекватный диагноз (провалы в памяти, неузнавание своих вещей)!
2. Я бы настоятельно посоветовала Вам не ставить самой себе диагнозов!!! Даже если Вы начитанны и умны. Пусть этим занимаются опытные профессионалы!!!
Если мы исключим медицинские диагнозы, то я порассуждаю над Вашими вопросами. Для начала поработайте со своей мнительностью, понаблюдайте за своим окружением, что обсуждаете, что смотрите и, что слушаете. Может есть смысл отдохнуть на природе, послушать красивую классическую музыку и т.д.
Вы наверняка понимаете что, чтобы определиться с корнями проблем той информации, которую Вы дали недостаточно. Очень часто наши проявления, это как листья от капусты. И, чтобы дойти до кочерышки (истины) надо снять и проанализировать очень много листов, слой за слоем.
Насколько серьезны бывают ссоры в Вашей семье? Может быть Вы были свидетелем какой-то очень серьезной ссоры. Сейчас не понятно Вы боитесь ссор вообще или конкретных (они мнимые или реальные, и каковы последствия, если реальные). Ссоры раз в месяц, это достаточно частые ссоры.
Следующее, что не понятно, так это по каким причинам Вас мучает совесть.
Определите для себя сами какую-то взаимосвязь и общую причину мук совести. Может что-то выявите.
Может быть на Вас так действует то, что Вы должны уехать далеко? Здесь много разных чувств может быть (и чувство вины и чувство страха и т.д.).
Уважаемая ALYONA Вы не можете нести ответственность за ВСЕ в этом мире. Что Вы можете и должны, так это нести ответственность за свою жизнь и себя!!! Иногда мы очень активно начинаем решать чужие проблемы лишь бы не встретится со своими.
Если Вам все надоело, то начинайте работать над собой, над пониманием себя, своих чувств.
Но, честно скажу, из Вашего короткого вопроса мне сложно оценить Вашу ситуацию, чтобы помочь. Хотя мне бы очень и хотелось Вам помочь!
Ваш вопрос - "Другая проблема в том, что у меня в голове появляются картины жестоких убийств, в основном жертвой бываю я.". Зачем Вы позволяете появляться у себя в голове таким картинам? Вы всегда можете сменить пластинку! Любой страх – основа самосохранения и выживания, присущая всем живым существам и людям, и животным. Страх нас предупреждает и останавливает от необдуманных поступков. Именно страх вынуждает нас осмотреться по сторонам и лишь потом перейти дорогу, мы лучше пойдем по освещенной улице, чем зайдем в темный переулок, мы учим детей не подходить к незнакомцам. Но страх , настоящий страх - он всегда реален, вернее это реакция на реальную опастность. А то, что нереально, это скорее тревожность, мнительность. И это в нашей голове, а не в нашей реальности. Необходимо это осознать и не отождествляться со своими мыслями-страхами. Отвлечение, переключение мыслей поможет отодвинуть патологические мысли.
Сила позитивного опыта. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель. Собирайте свой имеющийся позитивный опыт и накапливайте новые успехи. Учитесь новому и учитесь запоминать в первую очередь свои удачи и успехи. Чтобы опыт был позитивный, обеспечьте себе легкое, успешное начало, а большие трудные дела превращайте в последовательность небольших действий, каждое из которых вам по силам. Большинство страхов перед какими-то действиями у людей лечится методом "легкое начало, посильные этапы".
Если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию!
Лучшее средство от страха - это смех. Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящего события - со страхом или с нетерпением, - во многом зависит от наших установок, от того, как мы его себе представляем. САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕ СТРАШНО! Важно то, как мы себя настраиваем!!!
Сила позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы. На данный момент Вы запрограммировали себя на негатив негативными мыслями внутри себя (рисуя ужасные картинки и смотря свой личный внутренний фильм ужасов). Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе».
Как-то наблюдали за одним олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Перед прыжком он некоторое время стоял на старте с полузакрытыми глазами, слегка напрягал и расслаблял свои мышцы, как будто что-то проигрывал внутри, в своем воображении... И только потом начинал бежать. Иногда он начинал бежать к планке через 5 секунд. Иногда через минуту. Причем это время было каждый раз разным. Когда спортсмена стали расспрашивать, что же он делает в те мгновения перед стартом, то выяснилось следующее. Выйдя на старт, спортсмен начинал представлять, как он стартует, бежит к планке и прыгает вверх. Если в этом воображаемом прыжке планка сбивалась, то он стирал эту картинку и вновь начинал представлять себе, как стартует, бежит к планке, прыгает вверх... И так до тех пор, пока в воображении ему не удавалось взять высоту. И тогда он срывался с места. Бежал. Прыгал. И легко брал эту высоту! Потому что до этого он успешно взял ее в своем сознании. Подумайте над этим!!! Если Вы займете все Ваше внутреннее телевизионное время «позитивными фильмами», то для «фильмов ужасов» просто не останется места!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт Вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.
Смените «пластинку». Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую.
Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу/подруге, займитесь домашними делами, стиркой, готовкой, уборкой, почитайте интересную книгу. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если Вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что Вами владеет страх ума, а не реальный страх.
Упражнение “Нарисуй свой страх” Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4. Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени... Теперь вам предстоит уничтожить свой страх по своему выбору: сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха; превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым; либо придумать свой вариант. А теперь ответьте для себя на следующие вопросы: Какой способ избавления от страха вы выбрали? Какой этот страх сейчас? Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»? Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?
Упражнение “Кинотеатр” Для начала выберите неприятный случай, страх или травмирующее воспоминание, которые вам бы хотелось нейтрализовать. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Увидьте себя в черно-белом изображении на экране, выполняющим что-то нейтральное. Отделитесь от себя и увидьте себя, смотрящим на экран. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое вы хотите "нейтрализовать". Закончив наблюдение за собой как участником фильма, когда все снова уладится, остановите фильм, войдите назад в свое изображение на экране, сделайте его цветным и прокрутите очень быстро фильм назад. Итак, y вас будет впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном направлении. А теперь проверьте результат. Вспомните о случившимся. Обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно. или другой вариант этого упражнения.
Работа с картинкой: образом страшной ситуации в памяти Картинка ситуации в голове нередко гораздо страшнее, чем вообще может быть: "У страха глаза велики". Меняя хранящуюся в памяти картинку ситуации, делая ее более реалистичной или менее яркой, отдаляя ее от себя, разрушая картинку - мы уничтожаем "спусковой крючок" страха, отключаем кнопку страха. Конечно это упражнение лучше делать вместе с психологом:
1. Вспомните ситуацию Вашего страха.
2. Закройте глаза и представьте себе, что Вы сидите посредине кинотеатра и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране. Мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящей в кресле в зале и наблюдающей за черно-белым изображением на экране. Потренируйтесь в своем воображении оказываться в каждом из этих трех мест (в слайде, в кресле, в будке).
3. Организуйте для себя просмотр черно-белого "фильма". Сейчас Вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите, и слушаете черно-белый фильм о себе самой, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда, как Вам кажется, Вы сделали что-то не то (то же самое, когда Вы впервые почувствовали страх, фобию, паническую атаку). Важно - просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию (когда Вы были счастливы), потом период страха и до самого конца, когда все снова стало хорошо (ведь наверняка бывают и сейчас периоды, когда Вам бывает хорошо – вспомните это). Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как Вы раньше были счастливой, веселой и беззаботной - так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда Вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.
4. Создайте просмотр фильма в обратном порядке. Теперь войдите ("впрыгните") в последний кадр фильма, который Вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 3 и 4 несколько раз.
В NLP – это упражнение называют бутерброд, сендвич безопасности: хорошее – плохое – хорошее.
Просто заведите себе привычку - прокручивать в воображении «до» и «после», всем своим существом ощущая безопасность, которая как ласковое море окружает крошечный колючий мыс Вашей проблемы, со временем превращая этот острый мыс - в гладкий камень. Страх порождается картинкой страшного, но разум не различает представляемых событий от реальных. После того, как Вы в воображении преодолеете страх много раз, Вам будет уже значительно легче справиться с этой ситуацией в действительности, ведь на подсознательном уровне уже закрепилась модель событий, когда Вы снова свободны.
Метод самовнушения очень силен. Чтобы ни случилось, Вы всегда можете его применить и будете иметь успех. Хороший способ — это визуализация. Вы заметите, что даже после однократной пятиминутной визуализации, Вам будет уже значительно проще справиться со страхом.
УПРАЖНЕНИЕ: Позитивные фильмы Создайте в своем воображении самый лучший сценарий Вашей будущей жизни, или следующего дня. Пусть это будет фильм, в котором Вам все удается, Вас любят, Вас принимают и хорошо думают о Вас, Вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете со всеми и т.д. и т.п.! А теперь прокрутите этот фильм в своем воображении 10-20-30-100 раз. Научитесь фокусироваться на позитиве! Тоже самое и со своими родственниками - представляйте их дружными!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие, говорите ей СТОП.
Всего Вам хорошего!