Как отделиться и дать понять маме, что мы в ней не нуждаемся и хотим жить своей жизнью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Вопрос об отделении от мамы. Нам с сестрой уже за 30, у каждой своя семья и дети. Родители развелись когда мы были ещё подростками, мама растила нас одна. Сейчас мама живет со старшей сестрой, помогает ей с ее детьми, помощь безусловно неоценима, но у них постоянно конфликты и недосказанность, она не даёт жить сестре своей семьёй, все подстраиваются под её настроение и мнение. Я боюсь, что у нас будет так же, так как я недавно родила и договорились мы на том, что она приедет ко мне на неопределённый срок, чтобы помочь с новорожденным ребёнком, хотя я была против этого, но муж настаивает так как переживает, что мы не справимся сами. Для неё помощь нам становится смыслом ее жизни, тем самым она «душит» своими советами и не даёт шанса на самостоятельную жизнь, ей кажется, что мы всё делаем не так, злится и хлопает дверьми когда мы делаем не так как она сказала. Маме 60 лет она дееспособна и могла бы идти работать, зарабатывать хотя бы на карманные расходы, жить отдельно своей жизнью, но она не понимает этого. Как то раз мы разговаривали с ней на эту тему, она жаловалась, что ей тяжело жить с сестрой, на что я дала ей понять, что мы готовы оплачивать ей жильё, сказала, что хочу, чтобы она была счастлива и жила своей жизнью, не нашей, что ей и самой было бы удобнее жить отдельно. На тот момент проскользнули слова, мол вы с сестрой только и мечтаете как от меня избавиться. Я люблю ее и действительно хочу, чтобы она устроила свою личную жизнь, считаю, что родители должны уметь вовремя отпустить своих детей и дать им право на ошибки и самостоятельную жизнь, приходить на помощь делом или советом только тогда, когда мы в этом нуждаемся, разве не для этого нужна семья? Как быть в такой ситуации? Терпеть медленное разрушение семьи (что уже происходит у сестры) мамиными руками не хочется, а сказать: иди работать и займись личной жизнью не могу.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Анастасия!
Ситуация, на самом деле, распространенная. Это и правда тяжело, когда родители не отпускают и "душат" своей любовью, иначе не скажешь. Хотя дети - уже не дети, и имеют свои семьи.
Анастасия, что касается того, чтобы мама вам помогла с новорожденным, тем более муж хочет, вполне можно, но срок важно определить. Например, на месяц и все. Или, как только вам больше не нужна будет помощь, договориться, что вы об этом скажите. Чёткие границы. Помощь нужна от родителей, и это приятно и им самим, но нужно знать меру, и чувствовать, когда уже все, и пора возвращаться домой. Вы, пишите, что против прихода мамы, это потому, что бессознательно чувствуете, что мама может начать вести себя, как с сестрой, начнёт указывать, и придётся подстраиваться под её настроение и мнение. Смотрите сами.
У вашей мамы не произошла сепарации, то есть отделение, и теперь она не отпускает вас с сестрой. Это сложный процесс, проходящий легче в детстве, и далее процесс закрепляется. Это может происходить в разном возрасте, но, чем старше человек, тем сложнее. Может не произойти никогда.
Смотрите, чтобы в 60 лет жить отдельной, и наполненной жизнью, с любимым человеком, интересным делом (работой) или хобби, с друзьями, и т. д., об этом надо позаботиться заранее, хотя никогда не поздно, было бы осознание и желание. И сейчас, когда этого нет, представьте, как трудно вашей маме. И теперь, чтобы вам спокойно жить, нужно будет учить маму этому всему, порой придётся не легко, даже где то жёстко придётся говорить.
Так как вы рассуждаете, Анастасия, все верно. Но такой момент еще. Вы предлагаете маме оплачивать жилье, то есть снять ей квартиру, если я правильно поняла. Она скорее не согласиться. Она будет не защищена, и будет зависеть от вас. Тоже, согласитесь, не очень завидное положение. Вам надо как то решить вопрос, чтобы она жила в своём жилье, понимаете? Это сразу меняет положение, и то, она может и на это не согласится. Квартирный вопрос возникает. Этот момент важен, и показывает заботу о маме. И плюс ещё она не готова отделяться от вас, ей больно и она просто не понимает теперь. Отделится от детей возможно, если ты сама отделилась от своей мамы. Так и тянется из поколения в поколение. Пока не придёт осознание. Анастасия, вы осознаете, и это про здоровые, взрослые отношения!
Вам надо попробовать ещё раз поговорить с мамой и сестрой, втроём. Донести до мамы, что вы взрослые люди, что у вас свои семьи, что хотите жить по своему, что хотите делать свои ошибки, в том числе и в воспитании детей и т. д. На то, что вы хотите "избавиться от мамы" , спокойно, но настойчиво объяснить, что это нужно вам всем, жить своей жизнью. Это не значит, что вы её бросаете, и не любите, но нужно соблюдать границы, и уважать друг друга. Анастасия, реакцию от мамы вы уже, наверное, улавливаете. Будет сопротивление, ссоры, вплоть до болезни может дойти, как ни странно, смотря, насколько ваша мама сможет это все принимать. Но отделение мирно не проходит. Результат не предсказуем, к сожалению. Это будет больно, но если все получится, это будет новый виток в вашей жизни. Постепенно подготавливайте маму. Дети имеют права на свою жизнь. Вашей маме скорее, будет тяжело принять ситуацию, чтобы жить всем отдельно. Но Анастасия, согласитесь, у вас одна жизнь! И попробовать стоит!
Ещё раз напишу, это будет через конфликт, чтоб вы были готовы. И мама будет обижаться, по другому не получится. А по прошествии времени, мама привыкнет, а может и нет, это будет её выбор. Если вы готовы к такому, то желаю вам удачи. И не забывайте лишний раз показать, что любите и цените маму, но хотели бы понимания. Удачи!