Ребенок еще не родился, а свекровь уже построила за нас с мужем планы на три года вперед.

Вопрос психологу:
Мне 28 лет, мужу 29 (он единственный ребенок у своей матери). Мы оба работаем. Я зарабатываю больше мужа, но от него держу это втайне, боюсь, что это может как-то повлиять на наши отношения. Я считаю, что мужчина должен быть главой семьи и хочу, чтобы в будущем основным кормильцем нашей семьи был он и потихоньку культивирую эту модель семьи. Мы женаты 1 год, живем отдельно от родителей в квартире, которая принадлежит его матери. Сейчас ждем желанного первенца. Срок маленький - всего 7 недель. Недавно сообщили эту новость свекрови.
Немного о моей свекрови - она мега-волевая женщина, всего в жизни добилась сама - прошла долгий путь от простой учительницы до директора престижного детского сада. От свекра ушла, когда мужу было 14 лет. 10-й год живет гражданским браком с очень спокойным мужчиной, который позволил ей занять главенствующее положение в их семье. Есть только 2 мнения - ее и неправильное.
Теперь о взаимоотношениях мужа со свекровью: не смотря на то, что муж лет 10 жил один и сейчас мы живем отдельно от свекрови, мой муж очень близок со своей матерью. Они вместе работают (она устроила его к себе в детсад). И в глобальных вопросах, касающихся финансов, жилья, рождения детей он очень зависим от своей матери. Не смотря на то, что, наша семья вполне финансово независима и мы можем позволить себе и отдых заграницей и евро-ремонт в квартире. Свекровь всячески пытается сунуть нам денег. Сначала муж принимал это как должное, со временем он все-таки принял мою точку зрения и сейчас отказывается от фин. помощи, в которой мы не нуждаемся.
Суть проблемы: в тот же день, как мы сообщили новость о первенце свекрови, она тут же нам в навязчивой форме заявила, что первенца должна назвать она, что надо срочно менять жилье и покупать квартиру рядом с ее детсадом, потому, что она уже и это за нас решила - в какой детсад будет ходить ребенок, которому 8 месяцев надо дорасти до появления на свет. Затем она стала поднимать тему куда мне вставать на учет по беременности, что надо рожать в отдельной палате и на партнерских родах присутствовать будет она со мной. Что ребенка купать будет она, ведь мы бездари сами то не сможем. Человек я неконфликтный, стараюсь избегать острых углов, молча выслушала ее энтузиазм.
Меня все это очень расстроило, я чувствую себя суррогатной матерью для ребенка свекрови. Меня лишают права хоть какого-либо выбора.
Мужа тоже как подменили: до тех пор пока не знала о беременности его мать, на все мои попытки помечтать о будущем ребенке он грубо обрывал меня словами "не страдай ерундой, еще ничего не понятно и слишком рано", а на обсуждение имени ребенка у нас вообще было наложено табу. То теперь он прибегает от свекрови светясь и заявляет "Какая хорошая новость: моей маме нравится имя Кирилл, ведь ты тоже вроде говорила, что оно тебе нравится".
Какое-то время я молча это терпела, но потом решила поднять эту тему с мужем. Аккуратно начала с юмором описывать эту ситуацию, что будущий внук пока еще размером с горошину, а свекровь уже планов настроила. Так муж ответил мне на это "Да ладно жалко что ли, мы то себе потом еще одного ребенка родим". Мое терпение лопнуло, я была просто в гневе и выпалила "Я что вообще никаких прав не имею?! Может мне твоей матери отдать ребенка?! И скольких детей я должна родить, чтобы хоть кого-то могла воспитать сама?!". Он тут же закрыл эту тему ссылаясь на то, что мне нервничать нельзя.
Вопрос: Как построить дружеские отношения со свекровью, но так, чтобы она не переступала границ и была просто бабушкой, а не мамочкой своему внуку, чтобы она наконец-то это поняла и проявляла уважение к моему выбору? Как разорвать у мужа эту "пуповину" с его матерью, не испортив с ним отношения?
Автор вопроса: Елена Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Елена, здравствуйте!
Я чувствую, как вам сложно жить под постоянным контролем свекрови, тем более когда вас вскоре ожидает такое чудесное событие, с чем я вас искренне поздравляю. Момент рождения ребенка - это прекрасный и одновременно стрессовый период в семейной жизни. Вы как мама будете наиболее уязвимой, и сейчас вы пытаетесь подготовиться к этому, вы продумываете все вперед и это очень дальновидно с вашей стороны, вы очень чуткая и заботливая.
Мне ваша свекровь представилась женщиной, которая все знает лучше всех. Она всегда права и не терпит, когда с ней не соглашаются. И чем ближе к ней человек, тем больше она хочет его контролировать. Похоже, что так она проявляет свою заботу и любовь.
Для вас, как для будущей матери, это звучит страшно: что кто-то будет командовать вами, решать за вас, она как будто забирает у вас ребенка. С какой вообще стати?
Вам хочется, чтобы свекровь не лезла и не вторгалась в вашу семью, в воспитание ребенка. И для этого необходимо установить и удерживать границы. И стоит быть готовой к тому, что это не пройдет спокойно. Ведь она не приемлет чужого мнения и будет пытаться прорваться и доказать, что она права. И вам понадобится стойкость в том, чтобы выдержать этот напор.
Вы уже поняли, что влияние свекрови на вашу семейную жизнь достаточно большое. И когда рождается ребенок в семье, некоторые бабушки хотят сделать как можно лучше и постоянно присутствуют в жизни молодых родителей. И сейчас у вас есть прекрасная возможность - почти 9 мес на то, чтобы научиться общаться со свекровью по-другому, чтобы она смогла привыкнуть, а также ваш муж.
Важно то, как вы будете выражать свое несогласие. Сейчас вы очень долго терпите, молчите, ваша свекровь в курсе вообще, что вам что-то не нравится? И когда в вас накапливается весь этот негатив, все, что вас не устраивает - вы взрываетесь в гневе. Пробуйте выражать свое недовольство в соответствии с ситуацией: если вам не нравится, что свекровь забирает у вас право назвать ребенка, то говорите об этом. Вы можете говорить о себе, своих чувствах, показывайте ей, что цените ее энтузиазм и заботу, а также используйте форму уважительной конфронтации. Как пример: «я вижу, что вы рады за нас, и вы очень хотите внука/внучку, и когда вы выбираете без нас имя нашего ребенка, мне становится обидно и больно, как будто мое мнение вообще не учитывается, я знаю, что вы хотите всего самого лучшего, и можете ли вы дать нам возможность выбирать самим, это наш ребенок и наша жизнь, я ценю вашу заботу, и если мне понадобится помощь или совет, обязательно к вам обращусь». Я думаю, что вы сможете подобрать нужные слова, я чувствую, что вы бережно относитесь к окружающим вас людям.
Второй аспект- это отношения с вашим мужем. Он очень сильно привязан к матери, он не умеет говорить ей нет, ведь она всегда права и лучше знает. И поэтому он также готов отдать все бразды правления в воспитании своего ребенка ей. Что касается ваших взаимоотношений. Вы как будто берете над ним заботливый контроль. И при этом он взрослый мужчина, который в состоянии вынести, что кто-то, в том числе и его жена, зарабатывает больше него. И если он захочет, то он будет обеспечивать свою семью, все в его руках. Не пытайтесь взять на себя роль его матери, здесь вы ей не соперница, да и это не ваша ответственность. Я понимаю, что вас злит этот чрезмерный контроль и подверженность мнения мужа от мнения свекрови. Как будто она постоянно присутствует, даже когда ее нет рядом. И изменить их отношения могут только они сами. Вы со своей стороны можете прямо сообщать мужу, что вам не нравится, как бы вы хотели. И снова повторю, что здесь важно вовремя замечать в себе это недовольство и проявлять его. Иначе ваши вспышки гнева проходят впустую - вы покричали, муж закрыл тему, просто ожидая, когда вы успокоитесь и снова будете соглашаться.
Елена, я чувствую, что в вас копится много обиды и злости по отношению к свекрови и мужу, и в вашей ситуации - это нормальная реакция на постоянное вторжение и игнорирование вашего мнения. Вы хотите сама управлять своей жизнью. Жить под постоянным напором чужого мнения сложно и энергозатратно. И вам нужно место где бы вы могли высказать все, что вас злит, бесит и раздражает, выразить свои страхи и опасения, получить поддержку, которой иногда не хватает в общении со свекровью, наполниться энергией. Важно понять, что мешает вам высказывать свой гнев, вступать в конфликт, отстаивать себя.
Я желаю вам удачи и сил в отстаивании своих прав! Если у вас появятся вопросы или потребуется высказаться, то вы можете писать здесь или мне на почту [email protected]
С уважением, Светлана Баштынская