Каковы условия встреч психолога и клиента.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня возник вопрос по поводу условий встреч психолога с клиентом, хочу получить профессиональный ответ. Почему так важно приходить в один и тот же день каждую неделю? Допустим, каждую среду? Почему нельзя на каждой неделе выбирать разные дни, которые при этом удобны обеим сторонам? Нормально ли, что психолог устанавливает жесткие и безапелляционные границы и никогда не готов войти в положение клиента по поводу дней и времени встреч? Допустим, я работаю в сменном графике и не могу освобождать каждую неделю один и тот же день, но психолог не готов менять условия? Почему психолог может уехать надолго в отпуск, а у клиента есть право только на 2 уважительных не оплачиваемых пропуска в течение полугода, остальные пропущенные встречи, даже по уважительной причине, оплачиваются? В общем, если кратко, то я конечно описала происходящую со мной ситуацию. Я хожу к психологу год. У неё очень жесткие границы по поводу наших встреч. Я бесконечно конфликтую и стрессую на работе, чтобы получить выходной в положенный день, который удобен только психологу.. когда пытаюсь перенести встречу-она не может, у неё свои обстоятельства. И я хочу узнать насколько это нормально в психологическом сообществе и все ли так работают.
Предвосхищая предложения обсудить это лично с ней: я обязательно это сделаю, просто пока нет возможности встретиться. Дополнительно к этому мне хочется узнать как работают другие психологи.
Автор вопроса: Полина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Полина, добрый день!
Вы абсолютно правы в том, что разобраться во взаимоотношениях со своим психологом сможете только Вы сами и только лично с ним, когда найдёте время встретиться.
Поскольку нет возможности узнать важные нюансы вашего договора о терапии, то сложно пояснить именно Ваш конкретный случай. Но постараюсь в общих чертах рассказать об особенностях взаимоотношений психолог/клиент, которые влияют на интенсивность и обязательность встреч.
Интенсивность встреч может зависеть от того, по какому поводу Вы обратились, в чём Ваш запрос. Важно, разбираете ли Вы весь этот год один и тот же запрос или разные. Если речь идёт о поддерживающей терапии, то там могут быть назначены встречи и раз в две недели.
Если запрос состоял именно в том, что нужно выработать навык структурирования, планирования своей жизни, ответственности, выстраивания границ и т.п., то жесткость встреч является одним из заданий, которое тренирует новый необходимый навык.
Почему лекарства заставляют принимать именно в какое-то одно время, в какой-то строгой дозе? Потому что если начать принимать их тогда и так, когда и как человеку будет удобно, то это как минимум пойдёт в разрез с процессами излечения, если не причинит ещё бОльший вред здоровью, чем изначальное заболевание.
Вот и в психотерапии также.
Обычно психологи назначают именно такую периодичность (раз в неделю) для клиентов. Чаще встречаться не имеет смысла, человек не будет успевать прорабатывать то, что обсуждается на консультациях. Реже назначать встречи можно, конечно, но всё зависит от специфики запроса, от Вашего эмоционального состояния, от интенсивности переживаний, от домашних заданий, которые Вы должны успевать выполнять в течение свободного времени до следующей консультации и т.д.
Терапевтические встречи проводятся реже, когда нужно клиента постепенно "отделять" от психолога, чтобы клиент начал самостоятельную жизнь с новыми навыками, трансформировавшимися взглядами и т.д., т.е закрепил и начал применять на практике всё то, что нарабатывалось в ходе терапии.
Зачастую встречаться раз в полмесяца и реже бывает неэффективно потому, что состояние после каждой психологической консультации должно быть поддержано следующей консультацией.
За длительное время перерыва эмоции словно «перегорают», переживания отходят на второй план, возникшие психологические вопросы успевают вытесниться бытовыми вопросами на второй план, остаются без разъяснения психолога, потом забываются, теряют актуальность.
Поэтому всякий раз после долгого перерыва психологу приходится словно заново вводить психику клиента в рабочее состояние. Это лишние и бесполезные усилия как для психолога, так и для клиента. И зря потраченные деньги клиента, т.к. проблема не решается, а просто медленно тлеет, погружается, как в болото, в более глубокие слои бессознательного.
Встречи в определённый день и время определяются тем договором, который был у вас с психологом в начале работы. Психолог точно так же имеет обязательства перед клиентами по поводу гарантии организации встреч.
Дело в том, что у психолога есть и другие клиенты, и множество других профессиональных обязательств в течение недели, и заболеть психолог тоже может, а потому он не может постоянно подстраиваться под графики работы и обстоятельства всех своих клиентов. Иначе психолог потеряет свои собственные границы, превратит свою жизнь и жизнь своих клиентов в хаос, а это недопустимо и непрофессионально.
ВременнЫе рамки нужны для чёткого планирования встреч, чтобы психологу успевать отдохнуть, "перезагрузиться" между встречами, чтобы обеспечить встречи с Вами и другими клиентами именно в то время, о котором изначально договорились. Представьте, если бы психолог постоянно меняла день и время встречи с Вами потому, что у неё снова и снова изменились обстоятельства, и Вам приходилось бы подстраиваться под неё, отказывать другим людям в запланированной встрече, чтобы встретиться с ней.
Если психолог работает в съёмном кабинете, то там есть строгое расписание на каждого психолога, оплата таких кабинетов происходит за несколько дней до консультации, и деньги за отмену консультаций по любой причине обычно психологу не возвращают. Поэтому психолог вынужден делать всё, чтобы финансово обезопасить себя от того, что кабинет был снят, оплачен, а клиент не пришёл.
Полина, Вы вправе выбрать другого психолога, если с этим у Вас возникают такие негативные эмоции, что пришлось даже написать на сайт, чтобы разобраться в своих ощущениях. Но у другого психолога (у которого так же все дни наверняка расписаны, как и у Вашего) вряд ли будет что-то принципиально отличающееся в требованиях к встречам. Или это должен быть такой психолог, у которого нет пока записи и много свободного времени - начинающий, например. Согласитесь с таким начать работать?
Лучше проработать этот Ваш конфликт-сопротивление строгим временнЫм рамкам, который актуализируется в отношениях с психологом. Обязательно поговорите об этом с психологом.
Возможно, Вы сейчас по какой-то причине не хотите или не можете играть по чужим правилам, Вы хотите, чтобы другие входили в Ваше положение, но сами не готовы подстраиваться. Видимо, Вам нужно понять что-то важное о себе через это своё сопротивление чужим правилам, обязательствам. И нахождение решения в этой ситуации – точка Вашего личностного роста.
Всего доброго, Полина, желаю Вам поскорее разобраться с беспокоящей Вас ситуацией и выйти из неё с победой. Не над психологом, а, в первую очередь, над собой и этой сложной ситуацией :)
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)