Друзья разводятся. Как мне помочь?

Вопрос психологу:
Добрый день. Надеюсь, что в правильную рубрику пишу свой вопрос.
Мои друзья, близкие мне люди, родственники по душе и сердцу разводятся. Я в отчаянии. Кроме помощи жене, скоро и мне, наверное, нужна будет помощь.. Обо всем по порядку (имена изменю)...
Света и Саша прожили вместе 20 лет, оба с Сахалина, там остались родители Светы; пара живет (жила) в Краснодаре. Маму Светы парализовало после очередного инсульта, отец болен, ухаживать за ней сам особо тоже не может. Света увольняется с работы, забирает документы, трудовую, возвращается домой, на Сахалин, ухаживать за родителями,устраивается на работу; Саша остается в Краснодаре, работает дальнобойщиком. Прошло полтора года и Саша присылает смс с извещением о разводе и с информацией о том, что у него уже как год другая семья, любимая женщина и т.д. и т.п.
Они оба дороги мне, в свое время они оказали мне неоценимую помощь, вытянули с того света, если можно так сказать... Я не могу их оставить вариться в своих мыслях, особенно Свету... Она потухла, потеряла смысл жизни, похудела, осунулась, не реагирует ни на какие мои слова... Брак не сохранить, документы о разводе уже в суде, остались формальности - само заседание... Как мне её вытянуть из той бездны, в которую она погрузилась??? Я сейчас пишу и слезы градом, у меня сердце останавливается от жалости к ней. Я сама в Смоленске, она на Сахалине, общение только по телефону, поддерживаю как могу, но у меня уже кончаются все разумные (и неразумные) слова, чтобы заставить её жить.
Усугубилось это состояние еще и тем, что мама умерла, ко всем её семейным переживаниям еще и скорбь...
Как мне вытянуть её из этого колодца??? Как вернуть её к жизни??? Она всегда была жёстким и не сентиментальным человечком, медик, всегда холодная и здравая голова, а тут... просто обрыв!!
Помогите спасти подругу!!!
Автор вопроса: Людмила Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лилия Викторовна.
Здравствуйте, Людмила.
Несколько раз перечитывала Ваше письмо. И ловила себя на том, что хотелось решать проблему Вашей подруги, а не Ваш запрос. Хотя помощь нужна Вам.
Вопрос у Вас, конечно, звучит четко "Как помочь подруге?". Вот только по письму создается впечатление, что Вы живете полностью ее жизнью сейчас. И Ваша проблема в неразрешенности ее ситуации состоит в том, что Вы решить НЕ МОЖЕТЕ за нее. Прежде всего Вам нужно понять, что это ее жизнь и ее ситуация. Кстати, которую она сама выбирала, потому что на полтора года уехала от своего мужа.
Если рассматривать их отношения, то там, возможно уже и не было любви между ними. 20 лет жизни не говорят о близости. А если ее не было, то зачем сохранять такие отношения.....Ради чего? Ради привычки? так ведь полтора года же смогла Ваша подруга без мужа жить....
Да, родители больны и ее поступок заслуживает уважения с ее стороны. Так и должно быть. Но мужчине, скорее всего, это было неинтересно, раз он проигнорировал прожитые года без сожаления и через пол года завел новую женщину.
А если так, то зачем ей такой мужчина? О чем она сожалеет? Что она хочет сохранить? Предательство? измену? Зачем? Даже если и произойдет возврат семьи, то отношения все-равно не станут прежними.
Ваша подруга, скорее всего, сейчас печалиться о смерти родного человека. И к тому же, потеряла поддержку того, на кого расчитывала, возможно. Но это неизвестно.
Помочь Вы как подруга можете только в виде человеческой поддержки. Потому что в ситуациях со смертью близких помогает только время. Ей нужно время (приблизительно год), чтобы оправиться после смерти матери.
Относительно семьи у нее может быть угнетенность потому что ее, как женщину, сменили на другую....лучше....А это всегда больно признавать. К тому же страх одиночества, что больше никому не нужна.
Покажите ей правду - о том, как поступил ее мужчина, что даже в такую трудную минуту вместо мужского открытого разговора он прислал СМС о разводе.
У нее произошел крах прошлого и страх неизвестного будущего. Чтобы немного успокоить, расширяйте горизонты ее видения по будущему, после того, как она немного оправится от потерь. Размышляйте вместе с ней о ее планах, каким бы безнадежным не было настоящее. Выход есть всегда.
Теперь относительно Вас: Вы погружены в жизнь своей подруги сейчас настолько, что перестаете видеть трезво ситуацию и впадаете в состояние, схожее с состоянием подруги. В таком состоянии трудно кому-то помогать. Уже нужно думать о помощи себе.
И еще....Существуют психологические привязки к людям, когда своя жизнь перестает быть интересной. Человек начинает жить жизнью другого человека (неважно, это семейный партнер или любой другой близкий "по духу") незаметно для себя. Возможно, по причине благодарности этому человеку. Но, т.к. жизнь не ваша, то и принимать решений никаких вы не можете, потому что это жизнь другого человека. Это приводит к бессилию...Вашему. И тогда Вы качественно не проживаете ни свою жизнь, ни жизнь своей подруги. Подумайте об этом.
Восстановите, прежде всего, свое внутреннее состояние и дайте подруге понять, что вы будете поддерживать ее, пока она находится в таком состоянии.
Желаю удачи!