Булимия и идеализация во всем.

Вопрос психологу:
Добрый день, помогите пожалуйста. Главная проблема, которая меня тревожит - я иногда, раз в 2 недели примерно, наедаюсь до отвала и вызываю рвоту. При этом мне потом противно от себя самой, но я всегда правильно питаюсь из-за аллергии и для здоровья, иногда срываюсь. Читала, что булимия возникает из-за огромных психологических проблем. С детства меня держали в "ежовых рукавицах", никуда не выпускали и следили каждую минуту, я училась как проклятая, всегда была отличницей, хоть сама и не всегда хотела. Поступила в колледж, отучилась на "отлично" на воспитателя как хотели родители, потом против их воли поступила на художника, рисую с детства. Смирились только через год, всё время контролировали только чтобы я ела и спала, учиться хорошо я хотела сама, сейчас поняли, что моя специальность теперь востребована и я жутко люблю то, чем занимаюсь, но учёбу и жизнь контролирует мама, очень. Учусь не покладая сил, даже когда экзамены по предметам, которые мне не понадобятся, только для отметки, нашла работу только потому что так надо, родители намекали на то, что пора найти парня (до этого были отношения, которые очень меня ранили) - надо же, 20 лет всё-таки, парень сделал мне предложение и я согласилась, родители его одобрили. Но чего хочу я на самом деле?
Автор вопроса: Василиса Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Василиса!
Расстройства пищевого поведения, к которым относится и описанная Вами булемия, - сложные психологические проблемы, которые очень часто является свидетельством других, не менее сложных психологических проблем – проблемами контроля, эмоционального или физического насилия в окружении, зависимости от чужого мнения и заниженная самооценка вообще.
Из Вашего описания можно сделать предварительные выводы, что таких источников данной проблемы в Вашей жизни достаточно.
Есть много версий того, почему именно расстройство пищевого поведения становится реакцией на подобные проблемы. Но мне видится, что сейчас важнее понять почему именно для Вас она стала способом реагировать на неудовлетворенность чем-то или многим в Вашей жизни.
Тотальный контроль или усиление отдельных его направлений, эмоциональное или физическое насилие, желание самостоятельности и невозможность ее обрести иными способами, нежели «скрытыми» проявлениями сопротивления этим явлениям в своей жизни –все это в достаточной мере может подвигнуть человека к поиску путей по выходу из сложившейся неудовлетворяющей его жизненной ситуации. И тогда булемия может стать наиболее доступным способом проявления сопротивления контролю со стороны окружения, попыткой проявить свою волю и противопоставить ее воле окружения, направленной на подавления самостоятельности. В этом случае это своеобразная «победа» над давлеющим окружением, бунт против навязывания образа мыслей, целей и способов их достижения. Но, поскольку, как и ранее, это попытка удалась лишь «тайно», она недемонстративна и окружение, против которого направлен данный протест так и остается в «неведении», больше проблем она может создать самому бунтующему, что в очередной раз лишь ослабит его уверенность в себе и не придаст сил для ухода из-под ненавистного контроля.
В Вашем случае, пока нечастые попытки «устроить бунт», а точнее, защититься от эмоционального насилия окружения, которое, возможно, хотя и осознается, но не представляется пока опасным, могут спровоцировать усиление чувства вины и собственной никчемности, поскольку осуществлять контроль над расстройствами пищевого поведения сложно, а иногда без посторонней помощи даже невозможно. И придется прибегать к «помощи» тех, от чьего излишнего давления в жизни человек пытается избавиться подобным образом, что, понятно дело, делает саму ситуацию «безвыходной» и приводит лишь к очередному витку самобичевания и недовольству качеством своей жизни.
В таком «круговороте» можно окончательно потерять уверенность в способности что-то в своей жизни контролировать, принимать решения по ее устройству, может создаться впечатление, что другие Вас лучше знают и понимают, что Вам в этой жизни необходимо и как к этому нужно идти.
Сложность Вашей ситуации еще и в том, что Ваше окружение, в силу различных причин, не осознает всего вреда такого взаимодействия с Вами и их действия и поведение окрашены их пониманием о заботе и любви к Вам. Поэтому им могут быть непонятны Ваши страдания и мучения, что также не способствует активной помощи и поддержки Вас в попытках разобраться с происходящим.
Я не завидую Вашему сегодняшнему положению! Вы находитесь в «разрыве шаблона», по которому жили все это время. Следовать советам и чужому влиянию для Вас по прежнему более привычный способ строить отношения с окружающими. Но внутреннее сопротивление этому пока способно лишь на «тихий» протест, направленный больше на себя и свое физическое состояние. Такое явление, как расстройства пищевого поведения, в некотором роде, неявные суицидальные мысли и действия, направленные, скорее на уход из такой ситуации, бегство от возможности разобраться с происходящим по другому. Знаете выражение «Нет человека – нет проблем!»? Это еще один способ решить проблему, просто провоцируя исчезновение самого человека в текущей проблеме!
Буду не оригинальной, но напишу Вам, что выход из сложившейся ситуации мне видится в работе со специалистами – психологами или психотерапевтами, Причем, чем раньше Вы начнете эту работу, тем больше шансов, что работа будет успешной не только в плане обретения и понимания Вами свои потребностей и желаний, но и в плане физического вреда, который может нанести Вашему организму такой способ выхода из сложной для Вас эмоциональной связи с Вашим окружением. И работа эта не столько по «определению» вины каждой из сторон, принимавших участие в ее формировании, сколько в поиске иных способов выхода из ситуации, обретении своего «голоса» и своего «права» на распоряжение СВОЕЙ жизнью!
И решение о такой работе, которая точно изменит Вашу жизнь при определенной настойчивости, только за Вами. А решить можно ВСЕ проблемы! Важно только захотеть это сделать для себя и саму!
С уважением, Елена Гладкова.