Сложился неверный образ, из-за которого не могу определить себя в направлении профессии.

Вопрос психологу:
Со студенческих лет, увлекся веб-разработкой. Обучился до определенного уровня и начал брать заказы, находил постоянных клиентов, параллельно платил за учебу из заработанных денег. Расти изучая что-то новое как-то не выходило, точно не помню, было много работы, часто уставал, не высыпался. Попытки обучится чему-то новому в веб-разработке не удавалось, так и остался на одном уровне, хотя и при этом уровне были заказы, на тот момент думаю этих знаний было достаточно.
Но прошли годы (2-3) я уже начал затухать, уставать, начало бесить, брал меньше заказов, отказывался, ленился, было много правок, которые выводили из себя. Дошло до того, что тупо не отвечал на сообщения клиента по поводу проекта (когда сделаешь? и тп.), бывало что тупо не закончил проект и слился. Бросил это дело на месяцев 6 где-то, потом снова решил вернутся, но меня ждала та же участь. Думал изучу новый язык доп. для веб-разработки, чтобы поднять свою проф. пригодность, но не получилось, тяжело шло.
На данный момент уже как лет 5 не занимаюсь веб-разработкой, но хотя с кодом работаю. Есть свой сайты которые наполняю контентом, и чтобы можно было это делать быстро, довести до автоматизма я с помощью чата гпт пишу скрипты, которые парсят страницы из сайтов, создают метки из того что изображенно на картинке. И бывает так увлекусь задачей, что могу и несколько дней просидеть пока не сделаю это. Да, вылетает много ошибок, проблем, но я нахожу на них ответы. И вроде как имеется мышление программиста на решение проблем в коде.
***Подвожу к самому главному. В те времена, когда я уже не мог терпеть веб-разработку, в том числе из-за вечных правок, у меня закрался образ в голове, что это работа серой мыши, о которой никто не узнает. Она скучная и не прикольная, нет ничего красивого. ПС: хотя я помню как я был горд и рад за себя, когда сделал самостоятельно, красивую анимацию кнопки при наведении, в начале своего пути, когда начал изучать веб :)
*Ремарка* - Мне нравится четкость и ясность, что и как должно быть и работать.
А еще эта ситуация в стране, тоже меня подкосился, плюс вечные пути искать свое предназначение в различных скверах по типу веб-дизайн, анимации, рисовании, моделировании, скульптингу. У меня не удалось, я лишь еще больше расстроился, что у меня не получилось в этих направлениях.
Даже, сидеть и играть в игры я не могу спокойно, так как
1) ничего не добился толком
2) я бы мог изучать какой-то язык программирования целенаправленно
Но этот образ, "работа для серой мыши" меня отталкивает.
На данный момент у меня нету никаких увлечений кроме как поиграть в игры на комп.
Эти 5 лет как я бросил веб-разработку, я занимался развитием своих сайтов, в надежде о большом пассивном доходе, но так как прошло много времени, у меня уже атрофировалось это чувство веры, надежды в это, а другого ничего нету. Доход за эти 5 лет оказался не таким как я думал, приходится вечно стараться над наполнением сайтов. Хотя по сути, это ведь тоже скучная и не интересная работа, о которой никто не узнает. Но в этом случаи меня мотивирует пассивный доход, много свободного времени, отсутствие сроков, а другая сторона медали это одиночество, стрессы, угнетения, апатия, лень, раздражённость, бессонница.
Возможно я сам загнал себя в такой образ серой мыши из которого я не могу выбраться.
Я хочу передать всё что беспокоит как-то можно понятнее и последовательно, но оно всё так непонятно, всё урывками и ситуационно случается, что сейчас всё хорошо вроде, а потом всё плохо. Ощущаю много недосказанного, что могло бы объяснить мою ситуацию правильно.
Автор вопроса: Григорий Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Григорий!
Вы считаете, что изложили свои переживания непонятно и урывками, но, на мой взгляд, Вы описали свое состояние четко и ясно. В Вашем письме нет конкретного запроса, поэтому я буду ориентироваться на то, что Вы вынесли в заголовок.
Получается, что в целом IT- сфера – это Ваше, только Вы не можете определится с направлением. И мешает в этом, по-Вашему мнению, сложившийся образ серой мыши.
Григорий, а этот образ создали Вы сами или увидели его извне, а потом забрали себе, и теперь ощущаете своим? Есть в Вашем окружении люди, которые обесценивают Ваши достижения, которые считают, что область Ваших занятий – это не работа вовсе?
Попробуйте посмотреть на свое профессиональное развитие, исходя исключительно из фактов.
Вы со студенческих лет занялись разработкой и весьма успешно, это позволяло Вам оплачивать обучение. Вы совмещали учебу и работу. Вышли на уровень постоянных клиентов. Отрицательный момент здесь заключается в том, что это физически очень тяжело, Вы часто делали это за счет сна и отдыха. Поэтому в определенный момент организм и дал сбой, сказалась банальная усталость. Отсюда ошибки, раздражение и потеря клиентов.
Вы нашли себе новую нишу, в которой тоже достигли определенных успехов, и которая имеет неоспоримые плюсы: пассивный доход, много свободного времени, отсутствие сроков. Это действительно важные положительные моменты.
Если Вы обеспечиваете себя и при этом имеете комфортные условия работы и свободное время, то можно смело сказать, что Вы состоялись как специалист в своей области.
Давайте посмотрим, что мешает Вам развиваться и получать удовлетворение от работы.
В студенческие годы Вы физически не могли объять необъятное и учиться новому в разработке. На тот момент Вы сделали максимум того, что было в Ваших силах.
Вы пишите, что Ваши ожидания больших доходов не оправдались. Как Вы считаете почему? Не были ли Ваши ожидания завышены? Какие шаги Вам необходимо предпринять, чтобы увеличить свой доход на 30%? 50%? 100%? В два раза? ....
Это реально? За какой срок? Что Вам мешает? Вам сейчас действительно актуально увеличение дохода? Что Вы хотели бы получить на заработанные деньги? Для реализации каких целей Вам нужно увеличение дохода?
Обучение, да и любое дело, не всегда идет легко, чаще всего сопряжено с трудностями. Но в наших силах их преодолеть. Для этого важно иметь конкретную цель и понимать, действительно ли нам важно ее достигнуть. После этого стоит наметить этапы достижения этой цели, сроки каждого этапа.
Сегодняшнее время уникально в том плане, что для человека на протяжении жизни становится нормальным менять профессиональную область. Но для этого он должен уметь адаптироваться в условиях неопределенности. К сожалению, ситуации не всегда бывают четкими и ясными. Наша задача заключается как в том, чтобы сделать их таковыми.
Тот образ серой мыши, скучной и не прикольной, о которой никто не знает, как связан с Вашими чувствами одиночества, угнетения, апатии? Ведь, если рассуждать, то выбранная Вами профессия не подразумевает известности, популярности и славы. Программистов, имена которых широко известны, можно пересчитать по пальцам одной руки. Остальные, причем, даже гениальные в своей области, все-таки остаются в тени. Похоже, дело не в том, что о серой мыши не знают в мире, а в том, как эта мышь сама себя чувствует в нем.
Когда у нас есть какой-то образ, то его нельзя даже усилием воли выкинуть из головы.
Но ЕГО можно и НУЖНО ЗАМЕНИТЬ на другой образ.
Здесь Вы можете дать вою своей фантазии: можете заменить мышь на лягушку, которая взбила масло в кувшине с молоком или на любой другой образ. Можете оставить мышь (как прообраз компьютерной) и наделить ее совсем другими свойствами (это умные, активные, подвижные зверьки, герои разных мультиков).
Сейчас у Вас есть свободное время, но не хватает сил для того, чтобы изменить свою жизнь.
Попробуйте представить себе каким Вы себя видите через год в разных сферах своей жизни? Что Вам нужно для этого сделать в каждой сфере? Кто Вам может помочь в этом? Что Вам может помешать? Что надо сделать, чтобы устранить эти помехи?
Чтобы появилась энергия для воплощения идей необходимо пересмотреть свой образ жизни.
Предполагаю, что Вы сова, ведущая преимущественно ночной образ жизни. Это очень сказывается на здоровье и общем состоянии энергии. Постарайтесь пересмотреть режим работы, сна и отдыха. Сдвигайте время отхода ко сну постепенно, начиная с 30 минут. В течении нескольких недель можно выровнять режим. Компьютерные игры перед сном – залог бессонницы. Это Вы и сами знаете).
Включите в свою жизнь занятия спортом и прогулки на свежем воздухе в той форме, которая Вам ближе.
Найдите свои внутренние опоры. Вы замечательно описали свое состояние, когда радовались красивой анимации кнопки. Попробуйте снова почувствовать его в своем теле. Вы и сейчас, когда увлекаетесь задачей, перестаете обращать внимание на трудности, рутину и добиваетесь результата. Это Ваш бесценный опыт, Ваш ресурс. Используйте его.
Что еще может стать для Вас опорой?
Какие увлечения у Вас были раньше? Может быть Вы что-то откладывали на потом? Возможно, сейчас самое время этим заняться.
Загляните в себя, позаботьтесь о себе и верьте в себя!
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
Желаю Вам успехов!
P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна
Тел. 8-916-605-44-81
[email protected]