Мне ничего не интересно, я запуталась.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Даже не знаю, с чего начать. . . Но попробую. Мне почти 25 лет, я нигде не работаю, ни разу нигде не работала. Сижу дома круглые сутки. Нет никаких интересов, я не знаю, чего хочу, чем бы хотела заниматься. С финансами у нас туго, так туго, на сколько можно это представить, а работать я не иду. Образования у меня нет, никакого. Я всегда ссылаюсь на то, что живу в маленьком колхозе и работы здесь нет, но я то в глубине души понимаю, что при желании возможно все. До недавнего времени я боялась сама ходить в общественные места, даже по магазинам, не понимаю, откуда этот страх. Мне предлагали работу, в близлежащем городке, но я не пошла, я просто боюсь пробовать. В детстве я любила рисовать, много читала, хотела стать парикмахером, сейчас же, мне ничего не интересно. Дома нет денег, а я сижу, не двигаюсь. Когда-то я была полной, очень, естественно я комплексовала, но не всегда, у меня были друзья, я нравилась парням. Бабушка всегда указывала на то, какая я толстая. . . Всегда обижала меня, я ее боялась. Сейчас я похудела, вполне привлекательная. Я копаюсь в себе, копаюсь, но без изменений, я запуталась. У меня спрашивают, а кем бы я хотела быть, а я не знаю, что и ответить. Единственное, что всплывает в мозгу, так это свой сад, с цветами и деревьями, большой уютный дом, с уютной кухней. И только после этого муж, дети, они как бы на втором плане. Я уж не знаю, у меня лень перемешалась со страхами, не могу найти выход, за какую веревочку потянуть, чтоб все распутать. Еще в школе я начала прогуливать уроки, сначала просто, а потом, потому что, на тот момент я перестала общаться с лучшей подругой, начала общаться с другой, но так получилось, что они как раз вместе с бывшей лучшей подругой сдружились и отвергали меня, оттуда я вообще не хотела идти в школу, я чувствовала себя одинокой. . . В общем, я не понимаю, от куда растут ноги. . . Я запуталась, да и судя по всему путаницу понаписала, не могу понять, пытаюсь, а не могу. . . Помогите пожалуйста. Я живу с мамой вдвоем, в подростковом возрасте, получилось так, что мама была занята, ходила в что-то наподобие секты, я сама в этот момент росла, где меня только не носило, я была трудным ребенком. Сейчас у нас с мамой прекрасные отношения, мама слабохарактерная, как и я или я, как она, у нас бабка властная, всегда всех подавляла и подавляет. В общем, сижу я у мамы на шее, так не может дальше продолжаться, а я ничего не делаю.
Автор вопроса: ирина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Мещеряк Надежда Владимировна.
Уважаемая Ирина!
То, как вы описали свое самочувствие и времяпровождение говорит о наличии у Вас симптомов депрессии и социальной фобии, а такаже наличие фактора выученной беспомощности. Не пугайтесь! Сейчас все рассмотрим по-порядку, систематизируем и наметим варианты выхода из этой ситуации. Ничто из вышеописанного не достигло у Вас настолько критических форм, чтобы быть непоправимым.
Депрессивное состояние возникло у Вас от того, что годами систематически накапливались проблемы, которые Вы были не в состоянии решить. От этого постепенно сначала снижалась деятельность – в итоге, Вы дошли до того, что не выходите из дома, что потянуло за собой сначала, вероятно грусть, печаль, а потом – скуку и апатию. Это закономерный эмоциональный процесс – человек просто физически не может постоянно переживать негативные эмоции и, в результате, приходит безразличие ко всему («энергосберегающий режим для нервной системы» - поэтому сейчас Вам ничего не хочется и не интересно. Хочу отметить, что Вы описали свою проблему не спутанно, а очень грамотно и лаконично – ничего лишнего
Выученная беспомощность - это нарушение мотивации и, как результат – деятельности, в результате пережитой неоднократно неподконтрольности ситуации, в ситуации независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).
Социальная фобия –упорная иррациональная боязнь общества в целом и людей по отдельности, страх перед исполнением каких-либо общественных действий, либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц. Вам повезло – социальная фобия со всеми вытекающими проблемами – это предмет моей научной работы и узкая рабочая специализация.
Давайте поговорим немного о причинах таких состояний.
Семья. Авторитарная бабушка, которая постоянно подавляет Вас и Вашу мать. Отсутствие поддержки в раннем детстве и подростковом возрасте от мамы и издевательства со стороны бабушки (из-за веса,и предполагаю –не только). Эти факторы мешают формированию характера и самостоятельности, подавление извне (от бабушки) постепенно интериоризируется (становится внутренним, - Вашим собственным, т.е. Вы начинаете себя сами подавлять – постепенно пропадает интерес к учебе и общению вне дома)
Мать пытается решить свои проблемы, уйдя в секту. Одиночество дома, одиночество в школе + действия подруги, которые Вы могли почувствовать как предательство. Отчуждение, прогулы школы. Формирование выученной беспомощности ,и , как следствие – затяжной депрессии. Депрессии не в бытовом понимании слова, а в клиническом. Однако пока, Слава Богу – я не вижу необходимости в медикаментозном лечении у психиатра – и это Ваша заслуга. Вы сильная и имеете большой потенциал (о котором и не подозреваете), если, буквально, не сошли с ума в таких условиях. Потому что, имея неблагоприятные условия во всех отношениях – как в микроокружении (в семье), так и в макроокружении – обществе (в данном случае – школа), человек, как существо социальное начинает деградировать. Иногда доходит до необратимых печальных последствий. Но не в Вашем случае. Давайте ухватимся за это, как за поплавок и начнем действовать.
Это прекрасно, что когда у Вас спрашивают, кем бы Вы хотели быть, у Вас в уме всплывает желание. Хотя для Вас оно не понятное, для меня оно о многом говорит. Вы жаждете личного пространства, прежде всего – Вам нужна своя территория для того, чтобы чувствовать себя человеком – это Ваш дом и сад. Пространство физическое и психологическое – право принимать решения самостоятельно и управлять своей собственной жизнью, что позволит Вам расцвести как личности, и Вашим, пока скрытым и подавленным талантам – это цветы и деревья в Вашем саду. И то, что Вы уделили особое внимание кухне – это тоже намек от подсознания. Любите ли Вы готовить? Хотели бы Вы стать поваром? Работать, к примеру, в кафе или ресторане и угощать гостей этих заведений вкусностями? Если нет, то тогда своя большая кухня – место, где человек готовит себе пищу – это еще одна гипербола к тому, что Вы хотите встать за руль своей жизни, и «сами варить свою кашу».
Работа – это, в некоторой степени, вершина самореализации. Для того, чтобы к ней созреть, нужно, сперва победить социальную фобию. Я знаю, как это сделать, но, увы – и 30 страниц не хватит, чтобы описать весь процесс, к тому же, мне необходимо взаимодействовать с Вами, вести диалог. В бихевиоральной (или поведенческой) и когнитивной психотерапии достаточно приемов и техник для преодоления социофобии и синдрома выученной беспомощности. К нам в помощь также экзистенциальная и клиент-центрированная терапия для того, чтобы справиться с депрессией: найти смысл жизни, сформировать характер, познать себя, свои потребности и желания, установить границы личности и научиться их отстаивать.
Для того, чтобы найти работу нужна большая мотивация, чем просто материальная необходимость. Нет образования – не проблема. Важно знать чего хочешь и если это требует образования, его можно еще получить – Вам же не 60 лет.Работа также требует уверенности в себе – ее можно наработать. На собеседовании необходимо себя правильно подать – это отдельная тема и отдельное направление работы, - это уже «огранка алмаза». Чтобы представить себя, нужно себя знать, свои сильные стороны и излучать это.
Я рекомендую Вам, прежде всего, начать с того, чтобы отстаивать себя от бабушки. Слова «сижу у мамы на шее, так не может дальше продолжаться, а я ничего не делаю» не из ее ли уст впервые были услышаны? То, что вы заботитесь о финансовом вкладе в семью – нормально и похвально. Однако то, что у Вас не получается, говорит не о Вашей лени, - это только вершина айсберга. И пока весь лед не растает, Вашему кораблю никак не проплыть вперед мимо, этот айсберг в виде нерешенных проблем потянет (уже тянет) все ваши благие намерения на дно. Поймите это и снимите с себя клеймо вины. Пытайтесь ограничить влияние бабушки на Вас. Поговорите с мамой по душам, поищите у нее морального подкрепления. Отстаивайте себя перед бабушкой – без крика и грубости: спокойно, твердо, четко. Пусть это будет Ваше начало. Я уверенна, что вы придете к успеху – постепенно, шаг за шагом.
Обращайтесь, буду рада Вам помочь! Ваша Надежда ;)