Мой брат - тиран. Постоянно ругает восьмилетнюю племянницу.

Вопрос психологу:
Добрый день. Прошу помощи. Мой брат, ему 31 год, постоянно оскорбляет восьмилетнюю дочку моей сестры (33 года). Он свою племянницу называет тупой и невоспитанной. У самого есть шестилетняя дочь, которая очень послушная и боится отца, от этого очень тихая, она для него ангел, самая лучшая и умная (ну это понятно, его ребенок). Девчонки постоянно вместе общаются, и он постоянно беспричинно обвиняет племянницу в зависти, агрессии и невоспитанности. Постоянно говорит, то мне, то сестре и при племяннице, что та не то и не так делает, что она его дочку учит плохому, завидует их достатку и вообще растет плохим человеком. Я как сторонний наблюдатель могу сказать, что это не так. Ограничить общение тоже нельзя. Мы все втроем (я, сестра и брат) очень дружны. Т.к. в детстве жили втроем, мамы у нас не было, а папа жил с женщиной, которая не хотела жить с нами. Все невзгоды проходили вместе. Сейчас наш брат достаточно успешный человек и всегда нам при любой просьбе помогает и материально и если что словом и очень дорожит родственными связями. Но как объяснить брату, что бы он отстал от ребенка. Хочу дополнить, мой брат по темпераменту тиран, у него постоянно есть претензии к людям, в том числе и близким (у него такая придурковатость с детства), то жена сготовит не вкусно, то у меня фигура не красивая, то мы ведем себя как-то не так и все в таком духе. Но мы - сёстры и его жена с этим смирились и не обращаем внимания на него, знаем, что его цель задеть. Да и настолько это часто повторяется, что уже и не воспринимается, даже смеемся иногда. Еще он просто ненавидит мужа моей сестры за несостоятельность. И тоже постоянно поливает при ребенке грязью её отца, называя тупым и неудачником. Но тут уже нет сил, когда он начинает ребенка оскорблять, прикрываясь тем, что он воспитывает её. Скажу за племянницу, я как её тетя вижу, что она очень хорошая девочка, учится на пятерки, играет на пианино, изучает языки. Характер у нее бунтовской. Но пусть с этим разбираются ее мама и папа. Меня просто бесит такое несправедливое отношение к ней моего брата.
Автор вопроса: Лима Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Лима!
К сожалению, родственников не выбирают)) Конечно, очень неприятно, когда родной брат постоянно пытается зацепить, обидеть и унизить по любому поводу. А уж тем более, придирается к ребенку. Но, изменить другого человека без его на то согласия – не возможно. Думаю, что Вы и сами это знаете. Тем более, если у брата «такая придурковатость с детства». С чем связано такое поведение брата – сложно сказать. Могу лишь предполагать, что реальные причины, движимые братом, остаются недоступными, ни сторонним наблюдателям (Вам и близким людям), ни ему самому – причина, как правило, имеет приобретенный, обычно в детстве, характер. А то, что приобретенное – то можно изменить. Но, нужно, что бы брат сам это понял, осознал и захотел измениться.
Тираны (мужья, братья, отцы) имеют следующие признаки:
- Необоснованная и постоянная критика абсолютно всего: одежда, фигура/внешность, поведение (манеры, движения, речь), достоинства человека и достижения
- Оскорбления и унижения. Подавление эмоциональное
- Ему ни в чем абсолютно нельзя угодить
- Придирается в основном к самым родным и близким
И от всего этого тиран получает удовольствие. Это его эмоциональная подпитка. Поэтому им (тиранам) очень важна реакция тех, кого они гнобят. Нет реакции на провокацию – интерес пропадает. Но усиленно ищутся/прощупываются слабины. Не ищите справедливости в общении с братом-тираном. У Вас с ним разное понимание понятия «справедливость». Он «с добрыми намерениями» справедливо высказывает свое мнение, «воспитывает».
Вы спрашиваете: «как объяснить брату, что бы он отстал от ребенка?» - Вы сами знаете ответ на этот вопрос. И у Вас с сестрой и женой брата даже выработался стойкий «иммунитет» от нападений и критиканства брата - «Но мы - сёстры и его жена с этим смирились и не обращаем внимания на него, знаем, что его цель задеть. Да и настолько это часто повторяется, что уже и не воспринимается, даже смеемся иногда». И Вы совершенно правильно делаете. По-другому мирно жить не получится) Почему брат «остановился» на племяннице – потому что на остальные темы Вы с сестрой и его женой уже не реагируете. Главная его цель – задеть и получить от Вас нужную ему реакцию. Вот он и нашел несколько тем, которые всех задевают. При чем очень «активно» задевают. Так вот – никак объяснить брату, что бы он не трогал ребенка, Вы не сможете. Но, Вы сможете изменить реакцию на происходящее. Поговорите так же с сестрой и его женой на эту тему. Что бы они никак не реагировали на колкости. Проще говоря, игнорировали его колкости. Да еще и подшучивали. Так, как Вы это делаете на другие темы. Та же ситуация и с мужем сестры. Не получив от Вас эмоциональной реакции – брат перестанет трогать эти темы. Он будет искать другие темы, которые будут цеплять)
Вы можете постоянно говорить с племянницей на эту тему. Объяснять ей, что у дяди такой характер. Что он такой. Что бы у ребенка не появились комплексы.
Терпения Вам и мудрых решений!