Как простить бабушку и ее свиту после смерти матери?

Вопрос психологу:
Добрый день! Проблема заключается в том, что я не могу простить своих родственников. Словами говорю, что простила, а в душе чувствую, что все ещё нет. 2,5 года назад умерла мама. У моей мамы с бабушкой, то есть с мамой моей мамы, никогда не ладились отношения. Когда маме было 5 лет, бабушка второй раз вышла замуж и родила сына. И с тех пор вся любовь была только ему. Мама всегда к ней тянулась, а она ее отталкивала. Бабушка по натуре очень скупой на чувства и эмоции человек. В 18 лет мама вышла замуж, дабы быстрей начать свою жизнь и завести свою семью, где будет царить любовь. Потом родилась я. Когда мне было 3 года, отец начал пить, избивать ее у меня на глазах. И в итоге они развелись. Маму выгнали на улицу с маленьким ребёнком. Куда ей было идти как ни к родной матери. Та конечно приняла. Но потом выгнала ее. Маме приходилось жить на работе. А меня оставила и всю жизнь твердила, что меня на неё бросили, что я никому не нужна. Но как же так? Я же родная внучка. Мама не по своей воле меня оставила, она просто обратилась за помощью к родной матери, пока зарабатывала на жизнь. Вот для бабушки это был подвиг, она считала, что мама ей всем обязана, за то, что она сжалилась надо мной и смотрела за мной. А из-за сына она три дома продала, точнее из-за его вечных долгов. И до сих пор платит его долги. Когда мама заболела, она даже в больницу редко приезжала, боялась. Зато когда сына в тюрьму посадили за невыплату алиментов, каждый день к нему ездила. А мама ни разу даже слова ласкового от неё не услышала. И я с учетом того, что с 7 до 13 лет жила с ней, стала холодной и бесчувственной. А я не хочу такой быть. Однажды она вообще сказала, что лучше бы мама умерла, тогда бы всем легче стало. Как можно сказать такое о дочери, да ещё и ее ребёнку, то есть мне. В итоге когда мама умерла, она даже домой ее не привезла попрощаться. Сразу с морга на кладбище повезли. И начала меня обвинять, что она мне говорила, что это скоро случится. А я не слушала и не приехала. А как я могла слушать и думать о таком? Я до последнего верила в лучшее. И врачи говорили, что она справится. В итоге после таких слов я развернулась и ушла из ее дома. Поехала к маминой подруге. Она была рядом со мной. И когда с морга забирали, и когда на кладбище ехали. Не родные люди, а друзья! Которые до сих пор со мной. После этого, она наговорила всем родственникам какой я плохой человек. Ко мне на похоронах даже не подошёл никто. К ребёнку у которого умерла мать. Зато она изображала жертву. Я злюсь на неё, на ее сына, на всех. У меня так много родственников, но я не могу их простить. Я не горю желанием с ними общаться, но я хочу отпустить и простить. Мне тяжело носить в душе этот груз. Я прошу помощи и совета, как лучше поступить в такой ситуации. К психологу я ходила после ухода мамы, мне стало немного легче. Особенно когда я поставила памятник. Но безразличие, которое было всю жизнь у бабушки и у всей ее свиты, не даёт покоя. Я обижена и за маму и за себя. Заранее благодарю Вас!
Автор вопроса: Ирина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Кравченко Ирина Григорьевна.
Ирина, добрый день.
Я Вам сочувствую и соболезную.
Первое, что Вам нужно понять, что родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, детей и т.д. не выбирают. Они проживают свою собственную жизнь, которая так или иначе связана с Вами. Как их научили любить, как воспитали в детстве - так они во взрослой жизни будут воспитывать своих детей. Конечно, сейчас много литературы, видео "Как стать счастливым человеком" и т.п. и есть возможность поменять отношение ко многим жизненным ситуациям. В конце концов есть психологи. Раньше такого не было. Поэтому Вам стоит принять своих родных такими, какие они есть. Если они захотят, они начнут меняться, но Вы, к сожалению, ничего не сможете сделать.
Если не хотите общаться с кем-то из родственников, то можете не общаться. Главное, делайте так, как Вам хочется, чтобы избежать внутренних конфликтов.
Ирина, теперь Вы взрослая, сами готовы к самостоятельной жизни. То, что Вам недодали любви, придется наверстать самой. С чего начать? Научиться любить себя. Когда полюбите себя, начнете жить с собой в гармонии, тогда будете этой любовью делиться с окружающими. Любить себя - значит принимать себя такой, какая Вы есть, со всеми своими качествами. Вы уникальна, неповторима. И в этом Ваша привлекательность. Также любить себя - значит не вредить себе. Жить с удовольствием. Делать только то, что хочется, а то, чего не хочется, не делать. Сразу говорить, что Вам не нравиться. Чувство любви вытеснит злость, обиду в душе и наполнит ее легкостью и радостью. Чего я Вам и желаю.