Обида и упреки со стороны мамы и тети: как себя вести и что чувствовать?

Вопрос психологу:
Добрый день! Помогите разобраться: не понимаю, что мне чувствовать и как себя вести. Когда мне было 6 лет мои родители развелись. По моему желанию мама оставила меня жить с папой. Мама с моим братом уехали жить в другую страну. До моего совершеннолетия с мамой мы встречались раза 2-3. Средств связи не было. Раз в год, а может и реже мы писали друг другу письма. Она совершенно не знала, как мы с папой живем. Мы жили бедно, денег ни на что не хватало. Я старалась учиться хорошо и быть примерной девочкой. Когда мне было 20 лет, меня нашла мамина родная сестра и помогла устроиться в Москве (она нашла мне работу, жила я у неё 1 год). С мамой мы стали общаться чаще. Я стала к маме ездить в гости раз в полгода. Всё было хорошо. Но потом с тетиной стороны начались упреки в том, что я не люблю маму. Всячески оскорбляла и ругала моего папу за прошлые ошибки. Упрекала в том, что я его вообще люблю. Тетя склонна выдумывать того, чего нет на самом деле или переворачивать ситуацию шиворот-навыворот, дабы меня упрекнуть. Начались периодические скандалы с оскорблениями и упреками. Она хотела, чтобы я в корне изменилась и стала жить для мамы и чтобы вообще забыла о папе. Моя природа сопротивлялась. Чувствуя долг перед тетей, старалась не вступать с ней в конфликты. Объяснить что-либо не получалось, так как в её голове бушевала фантазия. С тетей не живу уже 8 лет. Стараюсь не общаться, но периодически она меня находит в соцсетях и пишет всякие гадости и всегда старается унизить. Когда слушаешь её претензии, то понимаешь, что правды там нет ни грамма. В свою очередь, когда в последний раз я гостила у мамы, с пустого места разразилась истерика с маминой стороны. Она также наговорила много гадостей мне, оскорбляла, проклинала папу. Упрекала меня в том, что я захотела жить с папой, показав, что она плохая. Мне стало понятно, что всё это время мама держала на меня обиду. В общении (со мной взрослой) она не раз называла меня неудачницей и говорила, что у всех дети как дети, а неё дети – лохи. Она пыталась поддерживать меня, но получалось, что она постоянно меня критиковала за всё. Каждое письмо я читала с содроганием в сердце. В итоге мне просто не хотелось ничего ей рассказывать о своей жизни. Я не знаю, что чувствовать и как себя вести. Эти женщины пытаются привить мне чувство вины. Сначала это хорошо у них получалось, сейчас я просто не хочу с ними общаться вообще, но понимаю, что они – моя кровь. Я вышла замуж, и ни маму, ни тетю даже не предупредила об этом и даже не познакомила со своим мужем. После росписи я им объявила о замужестве, конечно, не хотела врать и скрывать. Мама сейчас в обиде, назвав меня «выродком», удалила все контакты, теперь связи с ней нет никакой. А тетя злится на меня и периодически пытается наговорить всяких гадостей типа: ты слабая, ты ничего для нас не сделала, ты о маме не вспоминаешь, ведешь себя, как будто у тебя нет родственников и т.д. и т.п.
Сейчас стараюсь просто жить с мужем, строить семью. С папой общаемся хорошо, с родителями мужа – тоже. Но это черное пятно не дает покоя.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Светлана, здравствуйте.
Хоть и письмо у Вас объёмное, и вроде проблема непростая (отношения в такой внутри-семейной среде всегда ужас ужасный: кто-то кому-то должен, кто-то кого-то считает причиной всех бед, обвинятет, ненавидит, все что-то делят и т.д.), но для Вас она решается достаточно просто.
Свяжитесь со всеми героями драмы и у каждого попросите прощения и каждому скажите спасибо!
Луизу Хей читали? "Сила внутри нас" называется.
Так вот: путь к внутреннему освобождению лежит через прощение.
Поверьте, это работает.
Вы просите прощения - Вы конструктивны и действенны.
Вы делаете это не для НИХ, а для себя. И поэтому, важно не ЗАСЛУЖИТЬ (получить, добиться) прощения, а именно ПОПРОСИТЬ его. Просите - не дают? Ну так что ж? Это уже их выбор, их формат. Вы-то сделали ВСЁ, ЧТО МОЖНО И НУЖНО!
Просите - прощают? Прекрасно! Вообще полная гармония!
За что просить прощение. А вот!
"Прости меня, мама, за то, ЧТО Я НЕ ТАКАЯ, КАКОЙ БЫ ТЫ ХОТЕЛА МЕНЯ ВИДЕТЬ!"
Вот и всё. И не надо задумываться о том, что "я ни в чём не виновата, а мне приходится и т.д."
И абсолютно аналогично надо ПРОЩАТЬ!
Прощать НАДО. Ведь обида - заразное и обоюдное чувство, рождающее не только кучу негатива и напряжения, но и опасные болезни и болезненные состояния.
Здесь точно так же:
"Я ПРОЩАЮ ТЕБЯ ЗА ТО, ЧТО ТЫ НЕ ТАКОЙ, КАКИМ Я ХОТЕЛА БЫ ТЕБЯ ВИДЕТЬ".
Мы ж все хотим друг от друга только одного - определённого поведения, которое нас бы устраивало. Это наше желание частенько противоречит природе близких нам людей. Так что, есть за что прощения попросить и есть за что прощать!
Это надо делать ПОСТОЯННО на протяжении какого-то времени. Скажем , прощать надо всех по очереди каждый вечер три с половиной месяца.))) Можете меньше.
Будет и легче, и понятнее, Свет. Я отвечаю за каждое слово.
Простить надо и саму себя. Вот в точно таком же формате.
Фишка в том, что заставлять себя ВЕРИТЬ не надо - надо просто проговаривать эти аффирмативные высказывания почаще. Желательно вслух.
Ну а попросить прощения надо нормально, по телефону, или при встрече. И помнить:
ЗАДАЧА ИМЕННО ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ВЫПОЛНИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РИТУАЛ, А НЕ ПОЛУЧИТЬ ПРОЩЕНИЕ.
Не стоит ждать, что сразу все станут добрыми и всех простят. Нет. Но что-то поменяется. В лучшую сторону!
Вы ни в чём не виноваты. Они все тоже. Но в то же время, вина каждого в том или ином виде по отношению друг к другу есть. Вот это и надо проработать. И надо для Вас, Светлана.
Делайте. Делайте именно так, как я написал. Почитайте Хей. Пишите нам. А. Журавлёв