Как справляться с приступами гнева к дочке 1 год и 9 месяцев?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя проблема в том, что я иногда впадаю в агрессивное состояние, которое не могу контролировать. У меня есть дочь, которой почти 1.9, я ее очень люблю, не смотря на то, что родила ее в 19 лет. На самом деле мне не легко признаться, но материнство мне дается очень тяжело. Проблема в том, что иногда я чувствую приливы ненависти ни сколько к дочке, сколько к себе, и срываюсь из-за этого на ней. Могу, конечно, шлепнуть ее, скажем за дело, но в остальном я противник рукоприкладства. Мне не всегда удается справиться с проявлениями своей агрессии, и я не могу понять ее причину.
Были догадки, что это вроде психического отклонения, т.к. моя мать крайне неуравновешенный человек и мое детство проходило в побоях до 16 лет (пока я не ушла от нее). Так же приступы открытой агрессии проявляются у моей двоюродной сестры (дочки родной тети), хотя моя тетя очень спокойный и уравновешенный человек. Я не знаю, как справляться с приступами гнева и боюсь, что рано или поздно это навредит моему ребенку. Что мне делать?
Автор вопроса: Вероника Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Донина Юлия Михайловна.
Здравствуйте, Вероника. Такое явление, как приступы гнева по отношению к своему ребенку, достаточно частое и затрагивает многих родителей. Конечно же, с подобной проблемой нужно и можно бороться.
Вероника, Вы пишете, что испытываете приливы ненависти к себе и из-за этого срываетесь на дочке. Это хорошо, что Вы понимаете первопричину своего гнева, но над ней обязательно нужно работать. Попробуйте понять – за что Вы себя временами ненавидите? Возможно, у Вас есть некое представление «идеальной себя» и Вы ненавидите себя, когда ему не соответствуете? Или этому чувству способствуют сторонние негативные оценки? Вероника, я бы Вам посоветовала подробно описать эту проблему психологу на данном ресурсе, либо обратиться куда-то еще, поскольку Вы коснулись данной проблематики вскользь и мне не хватает информации, чтобы с этим поработать.
Что касается Ваших догадок по поводу психического отклонения… Самостоятельно объективный диагноз себе (при наличии такового)не сможет поставить даже специалист. Поэтому, если Вы хотите понять – норма Ваше поведение или патология, нужно обратиться к клиническому психологу, либо к патопсихологу, данные специалисты при очном общении и проведении различных диагностических тестов смогут определить отклонение от нормы (если оно есть). То что у Вас есть неуравновешенные члены в семье не говорит о том, что у всех у них есть какие-то психические отклонения. Это может быть холерический темперамент (который может передаваться по наследству, поскольку эта характеристика личности является врожденной), помноженный на принятый в семье стереотип поведения. Вы, наверное, понимаете, что дети копируют модель поведения родителей. Поэтому, Вероника, чтобы дочь не переняла вашу семейную черту – агрессию, Вам нужно стараться не проявлять ее в общении с дочкой. Вы молодец, что обеспокоились этим вопросом.
Теперь собственно о гневе, как с ним бороться? Вероника, Вам нужно понаблюдать за собой в каких-то острых ситуациях и отследить то состояние, которое предшествует гневу. Понять – что и когда начинает Вас раздражать и в какой момент начинает захлестывать волна эмоций. Во-первых, самонаблюдение и восприятие себя как бы со стороны уже позволит снизить эмоциональный накал. Потому что обычно эмоции наиболее ярки тогда, когда мы целиком ими захвачены, находимся «в моменте». Во-вторых, такое самонаблюдение позволит Вам в будущих ситуациях принять какие-то меры до наступления вспышки гнева, еще на этапе нарастания раздражения. Эти меры могут быть любыми, лишь бы он помогли Вам успокоиться и остыть. Вы можете выйти из комнаты, умыться холодной водой, посчитать до десяти и обратно, сделать физические упражнения, съесть что-нибудь, попить и т.д. Если какие-то, не относящиеся к ситуации действия Вам недоступны, Вы можете мысленно сконцентрироваться на своем ребенке в позитивном ключе, рассматривайте ее внешность, мимику, какие-то милые детали, которые в другой ситуации Вас умиляют. Хорошо помогает разрядить внутренне напряжение юмор – попробуйте пошутить над раздражающей ситуацией, придумайте над чем посмеяться, пусть даже смех будет «истерическим», это лучше чем гнев. Но, Вероника, это все ситуативные меры. Чтобы уменьшить свою раздражительность в целом, нужен системный подход, в котором Вы должны создавать себе ресурс для того чтобы быть «доброй мамой». Ведь когда Ваш ресурс иссякает, возникает негативная эмоция, срыв. Поэтому пополняйте свой ресурс любыми подходящими методами. Может быть, Вам не хватает времени на себя, Вы устаете? Обязательно выделяйте какое-то время ежедневно только для себя и проводите его так, чтобы напитаться позитивными эмоциями и пополнить свой ресурс. Кроме того, укреплению нервной системы способствуют хороший сон, режим, витамины (особенно группы В), регулярные физические упражнения, природные успокоительные (валериана, пустырник), прогулки на свежем воздухе.
Я желаю Вам душевного равновесия!
С уважением, Юлия.