Зависимость от женского внимания.

Вопрос психологу:
Меня зовут Павел, мне 21 год. Последнее время я буквально съедаю сам себя, случайно попал сюда в процессе поисков ответов и решил написать. Дело в том, что я очень зависим от внимания девушек, причем исключительно тех, которых я считаю привлекательными. Причем порой доходит до абсурда - буквально одной случайной встречи достаточно для того, чтобы я несколько дней изводил себя мыслями об этой девушке. Чаще всего это кто-то из моего окружения (т.е. университета). Знакомство обычно проходит отлично, однако, дальше я как-будто моментально становлюсь абсолютно неинтересным, что и приводит к нескольким нервным дням, пока не понравится другая.
Самое противное во всей этой истории - это то, что у меня есть девушка, с которой я уже встречаюсь 4 года. Она хороший человек, и я считаю ее привлекательной, но отношусь к ней практически как к родственнику, а не женщине, из-за чего она часто переживает. Даже редкий интим сводится к ее удовлетворению, мне же ничего от нее не хочется. Я, отчасти, чувствую себя виноватым, но ничего не могу с собой поделать.
Я чувствую себя одиноким, так как никому не могу рассказать все начистоту, настоящих друзей у меня нет и никогда не было. Однако больше всего пугает то, что я ищу внимания только девушек, мужчин же, по большей части, игнорирую, общаюсь только по делу. Также пугает какая-то судорожная перемена настроения - утром поговорил с одной и настроение хорошее, вечером проигнорировала другая - настроение падает в ноль. Общение же со своей девушкой не дарит вообще никаких впечатлений, хоть и проходит в целом доброжелательно.
Кратко о себе, если это имеет значение. В целом, довольно общительный человек, легко схожусь с людьми, даже незнакомыми, однако, дальше обычного приятного общения никогда не заходит. Поэтому всегда складывается ощущение, будто мои новые знакомые узнают что-то отталкивающее обо мне, причем я сам даже не понимаю что именно. Очень эмоционален, но всегда сдерживаю чувства в себе. С детства был своеобразным одиночкой, дома же отец постоянно пил и практически не принимал участия в моем воспитании, маму же интересовала, в первую очередь, моя успеваемость, думаю, это тоже сыграло свою роль.
Подскажите, пожалуйста, что мне делать. Возможно, мне поможет какая-нибудь литература или что-то подобное. Я учусь и нигде не работаю, денег на психолога у меня нет. Помогает только прослушивание любимой музыки, но она не может играть постоянно.
Автор вопроса: Pavel Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Донина Юлия Михайловна.
Павел, здравствуйте!
Мне кажется, необходимо прояснить для начала Вашу мотивацию. Я разберу несколько вариантов, потому что из письма мотивация не совсем ясна.
На данный момент Вы находитесь в длительных отношениях, но отношения Вас, по-видимому, не удовлетворяют в полной мере. Ваша девушка не является объектом Вашего сексуального желания и общение с ней не дает Вам тех эмоций, которых Вы, видимо, ждете от отношений. Возможно, именно поэтому Вы жаждете внимания других девушек. Павел, с имеющимися отношениями нужно будет разобраться. Полагаю, и для Вашей девушки и для Вас будет лучше, если Вы откровенно поговорите о Ваших отношениях, проговорите проблемы и вместе найдете ответы на проблемные вопросы. Возможно, Вам со стороны Вашей девушки хотелось бы видеть какое-то иное поведение, отношение к Вам. Возможно, Вам, чтобы желать Вашу девушку, нужно ее «завоевывать», увидеть ее в иной роли, например, в роли «неприступной и взбалмошной красавицы», «плохой девочки». Павел, также ответьте себе на вопрос – видите ли Вы будущее в Ваших отношениях с девушкой. Как вариант, если Вы не найдете способы их гармонизировать, возможно, стоит эти отношения прекратить. Вы рано начали встречаться, за 4 года пути двух молодых людей могут разойтись по разным направлениям, и это нормально.
Далее, разбираем другой вариант развития событий. Предположим, Вы поставили точку в отношениях с девушкой и продолжаете желать женского внимания. Ответьте себе на вопрос - Вы хотели бы внимания, от одной конкретной привлекательной девушки, хотели бы развить свои с ней отношения, стать парой? Если да, то действуйте! Вы пишете, что знакомство с девушкой проходит отлично, а дальше Вы чувствуете себя неинтересным. Проанализируйте – почему Вы так чувствуете? Вы ждете внимания от этой девушки, какой-то инициативы? А сами ее проявляете? Вы предлагаете девушке дальнейшее общение, встречу? Успешно познакомиться – это только первый шаг в отношениях. Что Вам мешает быть интересным для девушки? Если Вы не знаете о чем говорить – больше расспрашивайте девушку, большинству людей нравится внимание к себе. Организуйте какую-то совместную деятельность, возможно, сначала ориентируясь на ее интересы или найти что-то общее, привлекательное для вас обоих (уроки танцев, фото курсы, мастер классы по рисованию или готовке суши, волонтерство, да что угодно…). Совместная деятельность сближает! Для Вас, наверное, не секрет, что девушкам нравятся уверенные в себе парни. Ведь если Вы уверены в том, что Вы отличный парень и готовы предложить отличные отношения девушке, она это «прочитает». Если не хватает уверенности в себе, поработайте со своей самооценкой, это непросто и это действительно работа, но все в Ваших силах. Подробнее о самооценке я еще напишу ниже.
Еще один вариант, Павел, это если одних отношений, пусть даже новых, Вам мало и Вы нуждаетесь в постоянном внимании от разных девушек, для того, чтобы чувствовать себя «в норме». Тогда действительно можно говорить о зависимости или аддикции. Что такое аддикция? Определение из Википедии: «Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности». В нашем обществе часто встречаются различные психологические аддикции – интернет-зависимость, шопоголизм, психогенное переедание, сексуальная аддикция и т.д. Очень многие вещи попадают под это определение, часто аддикции носят деструктивный характер, но бывают и конструктивны и в целом безобидны. Если Павел, это Ваш случай и Ваша зависимость от женского внимания причиняет Вам дискомфорт и Вы хотите от нее избавиться, тут также необходима Ваша работа над собой. В основе любой аддикции лежат как социальные, так и биологические факторы. Биологический фактор – это высвобождение дофамина в процессе аддиктивной деятельности, который положительно влияет на настроение и тем самым укрепляет аддикцию. Одним из способов избавления от любых аддикций, является заместительная терапия. Если бороться с аддикцией по биологическому пути, значит нужно рассмотреть другие способы высвобождения дофамина. Самым конструктивным способом, на мой взгляд, получения удовольствия, является удовольствие от процесса интересной деятельности. Я веду к тому, Павел, что Вам нужно найти себе ту деятельность, которая Вас по-настоящему заинтересует и увлечет. Возможно, Вам стоит углубиться в какие-то сферы Вашей учебной деятельности, либо найти какое-то хобби, либо организовать какое-то свое дело или найти интересную работу, которую можно будет совмещать с учебой. Занятия спортом, кстати, улучшают настроение, на биологическом уровне. Успешная деятельность, в свою очередь, повышает самооценку и тем самым снижает потребность в аддиктивной деятельности на психологическом уровне.
Если уж я коснулась самооценки, не могу пройти мимо темы детства и отношений с родителями, особенно с матерью. Павел, для Вас, наверное, не секрет, что все свои комплексы, страхи, неврозы мы несем из детства. На отношения с противоположным полом сильное влияние оказывают отношения с родителями противоположного пола. В своем письме, Вы упомянули, что Вашу маму интересовала только Ваша успеваемость. Возможно, если Вы по своей природе эмоциональны, Вам не хватило от нее положительных эмоциональных подкреплений. Это тоже та тему, которую можно и нужно проработать. Мне не хватает информации, к сожалению, поэтому попробуйте это сделать самостоятельно, если чувствуете, что это Вам нужно. Почитайте литературу на тему отношений детей и родителей противоположного пола. Первым, кто осветил данную проблематику, был Зигмунд Фрейд. Как минимум, почитайте про его «Эдипов комплекс». Вообще же, если Вы спрашиваете совета, что почитать, я бы посоветовала прочесть целиком книгу М. Литвака «Если хочешь быть счастливым». Думаю, внимательно прочитав эту книгу, Вы найдете ответы на свои вопросы.
Павел, я желаю Вам всего хорошего! Уверена, что если Вы зададитесь целью изменить что-то в своей жизни к лучшему, у Вас обязательно получится!
С уважением, Юлия.