Муж ведет себя как жертва.

Вопрос психологу:
Мой муж часто жалуется мне - какая у него плохая работа, плохой начальник, сколько дел ему поручают и как мало платят. Я говорю - ищи что то другое, а он говорит нет ничего лучше .Если я начинаю предлагать ему что-то еще - он возмущается, что я его не понимаю. Я не знаю какой он ждет от меня реакции. Промолчишь - то я безучастна. Мой муж часто меня обвиняет - то ему шумно и он не может делать что он задумал, то его дергают - виноваты все вокруг, кроме него. Мой муж не говорит - я не прав. В основном он обвиняет критикует и упрекает. Еще проблема - он со мной спорит - я что-то предлагаю - он отвергает, мне кажется, что ему сказать "нет" проще чем "да", чем поддержать или похвалить. В основном - почему это не надо делать и т.д. Спорит со мной часто, я не знаю как с ним разговаривать. Он просто отбивает у меня всякую охоту находить компромисс. Еще он не доверяет мне финансы - выдает по суммам. Я не знаю сколько он зарабатывает, сколько есть на сегодня и т.д. Я сейчас сижу в декрете и вынуждена все время нуждаться в деньгах его. Приходится просить. Живем мы с его родителями, они не плохие люди, много нам помогают, но я очень хочу жить отдельно. У нас есть такая возможность, но туда нужно вложить немного денег. Муж не хочет, потому что считает, что он вложится, а я с ним разведусь. Хотя я этого не хочу. У нас растет маленький сынок, я хочу, чтобы мы жили одной семьей. Родители - папа и мама делают за мужа всю работу, которую мог бы делать он. Встряхивают ковер, выносят мусор и т.д. Я им говорю не делайте, на что они мне говорят "вот будете жить отдельно, будешь просить мужа. А пока мы можем." Муж не очень хочет жить отдельно. Он в привычной для себя обстановке живет и ничего менять не хочет. А я очень хочу. Две хозяйки на кухне. Его мама часто мне говорит советы, замечания по отношению к моему ребенку, что одеть, чем кормить, как делать то или то и т.д. Муж всегда знает, почему что-то делать не надо. Я чаще на свои предложения чего либо слышу в ответ "не нужно, не стоит, я считаю не правильным и т.д . Никогда не признает себя виноватым, не извиняется. Я тоже не извиняюсь, даже если обзову с обиды его каким то словом. Но я обычно после ссоры анализирую и если вижу, что была не права подхожу и говорю что я поняла. Он же молча, все молча. Он часто говорит о том чего у него нет и что и не будет потому то. Я пытаюсь его разубедить, а он еще больше распаляется и злится и кричит на меня. Я замечала когда он рассержен, он старается сделать так, что бы и я расстроилась. Например, я что-то хочу, и он об этом знает, так он мне скажет что этого точно не будет. То есть и у меня настроение должно быть испорчено, даже если я стремлюсь конфликта избежать.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Татьяна!
Из Вашего письма можно предположить, что отношения, которые у Вас сложились в семье являются для Вас проблемой, с которой приходиться мириться в силу Вашего временного зависимого положения. И что эти отношения вызывают у Вас раздражение и неудовольствие.
Поскольку у любой конфликтной ситуации есть, как минимум, две стороны-участницы, и полагаться на возможность изменения не Вашей стороны под влиянием каких-либо причин или действий, кроме тех что могут быть вызваны только личным желанием или неудовольствием этой стороны, полагаться практически бесполезно, рекомендую Вам задуматься об изменении Вашего отношения к такой ситуации.
Попробуйте проанализировать свои реакции на все действия Вашего мужа, которые вызывают Ваше раздражение, провоцируют Вас на негативные реакции или приводят к еще большему напряжению между Вами.
Возможно, что сейчас, когда Вы находясь в декрете, вынуждены зависеть от Вашего мужа в финансовом и эмоциональном плане больше чем обычно, Вы наконец можете понять и себя и Вашего мужа больше, чем Вам удавалось сделать это раньше.
Очень часто, когда люди решают жить вместе, они, даже замечая недостатки друг друга, мирятся с ними в силу множества причин. Например, зная за своим избранником такую черту, как «экономность», партнер мирится с ней, имея собственные источники дохода и независимости. Но если они перестают быть таковыми, ему приходится столкнуться с последствиями такой черты характера и это может вызвать, мягко говоря неудовольствие, а иногда и раздражение. И то, с чем раньше можно было «мириться», имея такую возможность, теперь становится невыносимым и основным раздражителем.
Если раньше помощь родственников, с которыми приходилось небольшое количество времени проводить на общей территории, рассматривалась иногда даже как благо, теперь, когда времени с ними проводится больше, может раздражать своей навязчивостью и авторитарностью.
То что сейчас происходит в Вашей семье не началось «со вчерашнего вечера»! С этим Вы были уже какой-то период времени, просто Ваше отношение ко всему этому было другим: иногда благосклонно разрешающим, иногда примирительно-соглашательным. И муж Ваш не стал другим! Просто те черты его характера и манеры поведения, которые раньше казались Вам не критически определяющими Ваши отношения с ним, теперь стали более четко проявлять свое влияние на Ваши отношения в новых для Вас условиях.
Сейчас, когда Ваше жизненное пространство ограничено размерами квартиры и города, в котором Вы живете и регламентировано графиком жизни ребенка и обеспечения его потребностей, Ваши реакции становятся более обостренными и бурными. А человеку активному, которым по моему предположению Вы являетесь, иногда трудно смириться с новым ритмом жизни.
Лучший способ справиться с собой в такой ситуации – это наполнить свою жизнь событиями, которые бы смогли понизить градус Вашего раздражения и придали бы Вашей жизни новые смыслы. Это может быть что угодно – совместные дела с ребенком, общение с подругами или другими молодыми мамочками и домохозяйками, получение новых образовательных навыков или подготовка к выходу на прежнюю работу, формирование нового графика Вашей активной жизни, если конечно, это входит в Ваши планы. Кстати, в этом случае и реакции Вашего мужа могут быть другими. Ведь тогда Вы сможете стать более независимой от его настроения и он станет более дорожить Вашими советами и Вашим вниманием. Люди, которые испытывают потребность в том, чтобы все вокруг ощущали свою зависимость от них, очень страдают от потери такой своей значимости и будут стараться всячески ее сохранить, иногда путем изменения своего «диктаторского» авторитарного поведения.
Так что, Татьяна, рекомендую Вам изменить свое отношение ко всему этому, начать вести себя более независимо в эмоциональном плане. А главное, когда теперь Вы знаете, что такое зависимые отношения в Вашей семье, поймите для себя, готовы ли к ним на длительное время или Вам необходимо сократить их время в Вашей жизни.
Иногда попытки сделать одного партнера зависимым и стремление к независимости второго партнера в браке могут обеспечить долгу и счастливую жизнь обоим сторонам в отношениях! Важно только правильно «дозировать» каждую часть таких отношений, найти их гармоничное единство для всех.
Мира Вам и любви к себе и окружающим.
С уважением, Елена Гладкова