Дрожание головы.

Вопрос психологу:
Здравстdуйте. 4 года назад при поездке в зал на тренировку (качалка) в автобусе я почувствовал сдавливание в груди, сильную нехватку воздуха, ком в горле, мощное сердцебиение, холодный пот и сильный приступ паники. Кое-как очухался, побежал к врачу, диагноз - ВСД, повышенные рефлексы, тремор века, руки как у наркомана тряслись, голова кстати - нет. Начал узнавать, что это за гадость, читал много на эту тему, бегал по врачам. Кардиолог увидел экстрасистолию - перебои в работе сердца. За пару недель до случившегося в маршрутке у меня возник страх повернуть голову и смотреть людям в глаза. Она начинала как-бы рывками поворачиваться, но ещё не тряслась. Я был в недоумении, но не придал этому сильного значения. Продолжал заниматься спортом (тем более, что я всю жизнь в нем - с 7 лет занимаюсь футболом, не курю, алкоголь редко). В зале бывало, что не хватало воздуха, но я списывал всё на плохое кондиционирование. Было лето и духота. Но после той паники я всерьёз испугался за своё здоровье. С тех пор я жил в страхе ожидания. Отношения с друзьями начали портиться. Я хотел жаловаться и жаловался им, требовал внимания к себе, но им было наплевать, грузил их своими симптомами и проблемами (потом я осознал, что вел себя, на первый взгляд неадекватно, но логично - мне нужна была помощь специалистов, поэтому на друзей не сержусь). Естественно, я много переживал и думал об этом. Чтобы себя успокаивать, читал про ВСД чуть ли не каждый день, что-то новое узнавал, и подбадривал себя, мол в этом нет ничего страшного, это пройдет и у многих такое есть. Но когда наступала очередная паническая атака, ОСОБЕННО НА ЛЮДЯХ - мне было всё труднее поверить, что всё наладится (иногда она возникала и когда я был один). Походил к невропатологу, та назначила антидепрессант Пароксин и гидазепам - пропил, отпустило. Я был несказанно этому рад. Поверил, что наконец-то всё наладилось и стал забывать об этом, как о страшном сне. Но однажды на паре в институте, мы сошлись взглядом с преподавателем, у него очень пронзительный взгляд, и у меня резко свело мышцы шеи и затряслась голова. В этот момент на меня смотрела одногруппница, и мне стало очень неудобно и неловко. Я покраснел и от стыда хотел провалиться. С тех пор я стал обращать внимание на поведение своей головы и в тот момент, когда на меня кто-то смотрит, я как бы активирую мысль: "сейчас у меня снова затрясется голова". Стал раздраженным и злым. Хотя в принципе, на людей не злюсь. "Может, злость и раздражение - моя защитная реакция? От чего и от кого я защищаюсь тогда?" - думаю я.
Понимаете, мне 25 лет, я общительный и веселый парень, я себя уважаю и не считаю, что я плохой и никчемный. Ведем периодически консультации с психологом очно, мы много чего проработали и появилась уверенность в себе, чувство мужества, чувствую свою силу и волю, но мне сильно мешает жить и общаться с людьми это дрожание. Здесь я чувствую беспомощность. Ведь оно не проходит после консультаций. Поэтому пишу вам. Мой психолог говорит: "Это невроз и такие приступы ещё будут возникать какое-то время". Ведь я очень много копил в себе, годами. Вот оно накопилось. Оно (это дрожание головы) возникает ТОЛЬКО тогда, когда на меня обращают внимание. Происходит быстрый выброс адреналина, сердце начинает колотиться и у меня сводит шею. В этот момент я чувствую полную неспособность управлять своей головой (буквально на две секунды возникает мысль о каком-то дьяволе, который мною управляет). Чем больше людей обращает, тем быстрее у меня сведет мышцы и затрясет голову. Я настолько себя извел этим, что не могу позволить, чтобы это кто-то увидел, поэтому как только чувствую, что свело мышцы, стараюсь уйти, избежать людей. Когда сводит мышцы шеи, я думаю: "вот, опять свело мышцы, и я боюсь повернуть голову, ведь если поверну или посмотрю на кого-нибудь, я почувствую испуг и - задрожит моя голова". В этом деле меня пугает неожиданность моей дрожи и реакция окружающих. Из за этого страдаю. Откатываюсь назад в своей уверенности, но не лишаюсь её. Я понимаю, что моя жизнь стала ограниченной. И её ограничил я. Но я хочу жить полноценно. Порвал отношения со многими людьми. Придумал какие-то причины, чтобы с ними не общаться, хотя я же понимаю, что дело не в них, а во мне... Вот так и получается, что с одной стороны я чувствую уверенность в себе, способность строить своё будущее, общаться (Ведь я общаюсь, только более аккуратно и не хожу по кафешкам), а с другой стороны - когда возникают эти приступы, мне хочется провалиться. С девушкой одной общаюсь в интернете, предлагает встретиться, а я не хочу, хотя девушка мне интересна (потому что наперед знаю, что в стыде я провалюсь, когда она увидит, как моя голова трясется без причины. И объяснять всё это ей мне неудобно и нет желания). Я хочу скрывать это от неё и других и не хочу скрывать одновременно. Голова трясется по типу "нет-нет". Как-будто я что-то отрицаю. Или что-то не принимаю. Или чего-то не хочу. И всю жизнь у меня была мысль, что мне всегда что-то мешает нормально жить и радоваться жизни. Возможно, я преувеличил свою проблему, но в момент, когда это со мной происходит, я чувствую и понимаю, что у меня явная проблема. И это ненормально. Одно время я даже полагал, что я психически не здоров. Как сильно пала моя уверенность, когда здоровье пошатнулось, ведь я верил в то, что у меня никогда не будет таких проблем. А оказалось, что я всего лишь человек, у которого может быть всё. Знаете, мне стыдно говорить об этом, но когда я учился в школе (класс 8, 9, и старше) я мазал своё лицо, которое было частично покрыто подростковыми угрями, тональным кремом, чтобы скрыть их и понравиться девушкам. Стоял перед зеркалом и мазал. Делает ли так мужчина? Не думаю... Но я делал, потому что желание понравиться и быть принятым, быть одобренным другими и видеть, как другие восхищаются мной, чистым лицом и приятной внешностью - это для меня бальзам на душу. А позволить себе ходить в прыщах по всему лицу - нет. Ладно, я подрос, посмеялся с себя и постыдился, когда вытворял это с тоналкой и забыл. Но теперь, проводя параллель, тоже самое происходит с моей шеей-головой. Теперь я не могу позволить, чтобы другие увидели это. Ведь я видел это у других, и моя реакция была: "господи, как это жутко. У человека, видимо, психические проблемы, неадекватный какой-то". Хочу ли я, чтобы так думали обо мне? Ответ очевиден - НЕТ! В общем, мой вопрос следующий: ЧТО со мной за чертовщина происходит? Действительно ли не пережитые мною эмоции "осели" в шейных мышцах и теперь освобождаются такими "выплесками"? Спасибо за внимание.
Автор вопроса: Адаменко Александр Дмитриевич Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Александр!
Спасибо, что так подробно все написали. По Вашему письму понятно, что была проведена не малая работа по осознанию себя. Учитывая то, что Вы работаете с психологом на данный момент, я буду комментировать ситуацию, опираясь на то, что Вы получаете профессиональную помощь очно.
Для начала давайте обсудим в каком формате Вы взаимодействуете с психологом. Например, я не в курсе посещаете Вы психолога-консультанта или психотерапевта. В народе это все «психологи». Отличие в том, что психотерапия – это более глубокая работа, которая будет воздействовать на корень проблемы и использовать для этого специальные методы. Если на данный момент Вы не на психотерапии (обычно клиенты знают, что находятся в процессе психотерапевтической помощи), рекомендую Вам обсудить это со своим психологом (в том случае, если психолог может Вам оказывать психотерапевтическую помощь, т.к. для этого психологи получают дополнительное образование). В Вашем случае психотерапия будет полезна именно в связи с тем, что Вы уже легко анализируете себя и возможные причины своих затруднений. Т.е. Вы морально готовы к более глубокой работе. И самое главное хотите получить помощь.
Еще один вопрос состоит в том, как часто вы посещаете психолога. Вероятно, количество сеансов недостаточное или Вы не регулярно бываете у специалиста. Например, витамины мы принимаем каждый день по одной таблетке без пропусков. Это важно, чтобы получить результат. Все это вновь возвращает нас к вопросам психотерапии, т.к. в психотерапии всегда установлены сроки и дни визитов. В начале, как правило, обсуждается сколько времени может занять решение ситуации. Это зависит от того, с чем Вы пришли к психотерапевту и от некоторых других моментов Вашей ситуации. Например, от ее длительности.
Я сейчас такое пристальное внимание уделяю вопросу договоренностей с психологом, т.к. именно от этого во многом зависит успешность избавления от проблемы. И по Вашему письму я вижу, что Вы готовы работать над собой, а ситуация по какой-то причине не разрешается. Возможно, Вам стоить проявить инициативу и спросить у психолога в каком формате Вы работаете и сколько, по его мнению, это может занять времени, пока ситуация не разрешится. Если это не психотерапия, а психологические консультации, то обратитесь с вопросом о том, как пройти психотерапию и можно ли об этом договориться.
Следующий вопрос касается Вашего физического здоровья. Неврозы очень удачно «ложатся» на какую-то физиологическую составляющую. Вы указали в письме, что проверялись у специалистов. В том числе у невролога. И принимали препараты. Принимаете ли Вы их сейчас? Судя по Вашим словам: «Походил к невропатологу, та назначила антидепрессант Пароксин и гидазепам - пропил, отпустило» - уже не принимаете. Когда Вы договоритесь о психотерапии, важно, чтобы прием таблеток сочетался с работой у психотерапевта. Это будет эффективнее, потому что пойдет воздействие как на физиологическую часть, так и на психологическую одновременно. Учитывая то, что Ваша ситуация имеет как внутренние проявления в виде переживаний, так и внешние в виде неконтролируемых действий, помощь сразу в двух направлениях должна дать результат. После приема препаратов проблема вернулась, т.к. она имеет психологические корни. Т.е. первопричину не устранили. В идеале, конечно, в паре должны работать психотерапевт и невролог. Тем не менее, это бывает редко. Как вариант Вы можете попробовать следующее. Пойти к психотерапевту, у которого базовое образование медицинское, а потом уже образование по психотерапии. При таком подходе специалист увидит, как медицинскую составляющую Вашей ситуации, так и психологическую. И, вероятно, направит к неврологу по рекомендации. Для этого Вам потребуется приглядеться к разным специалистам и подобрать человека в соответствии с потребностями. Возможно, будет даже указано, что он работает с неврозами, паническими атаками, фобиями.
Ваш вопрос, Александр: «Действительно ли не пережитые мною эмоции "осели" в шейных мышцах и теперь освобождаются такими "выплесками"?» Насколько Вам самому близко такое понимание Вашей ситуации? Обычно люди точно чувствуют, когда интерпретация ситуации соответствует их переживаниям. Согласны ли Вы сами, что пережитые эмоции таким образом находят выход? Если в Вас это объяснение находит отклик, значит все так и есть.
Давайте теперь затронем саму ситуацию, а не только организационные моменты. Ваши слова: «Я делал, потому что желание понравиться и быть принятым, быть одобренным другими и видеть, как другие восхищаются мной, чистым лицом и приятной внешностью - это для меня бальзам на душу». То, что происходит с Вашим телом – это попытка контроля. Эмоции не получается контролировать до конца, поэтому они уходят в тело. И вопрос в том, что именно Вы контролируете. Из тех слов, которые я выше процитировала, выходит, что Ваше желание нравиться другим закрывало Вас настоящего. Вы будто не можете расслабиться. Например, ситуация с тональным кремом. Косметика – один из способов закрыться от мира и спрятать свое истинное лицо. И делаем мы это в первую очередь из-за непринятия себя. Тоже самое про то, что Вы не можете найти в себе силы и сказать знакомой в интернете, которая желает встречи, что на самом деле происходит. Вам страшно показать самого себя людям. Не удивительно, что тело бастует и подводит Вас. Телу не нравится быть постоянно ограниченным. А Вы ограничиваете себя в самом себе и не принимаете себя. Ваши слова: «Голова трясется по типу "нет-нет". Как-будто я что-то отрицаю. Или что-то не принимаю.» И здесь уже встает вопрос о причинах непринятия себя. Зачем Вам нужно прятаться? Вы думаете, что Ваш внутренний мир и Вашу личность не примут? Вы пишете: «Потому что наперед знаю, что в стыде я провалюсь, когда она увидит, как моя голова трясется без причины. И объяснять всё это ей мне неудобно и нет желания. Я хочу скрывать это от неё и других». Что заставляет скрывать? Страх оказаться несовершенным? Страх быть не понятым? Страх отвержения? Это вопросы, над которыми Вы можете подумать, чтобы продвинуться в решении ситуации.
Таким образом я увидела Вашу ситуацию, Александр. Попробуйте предпринять те шаги, о которых шла речь выше. Надеюсь, Вам удастся разрешить все затруднения. В случае необходимости, обращайтесь. Буду рада Вам помочь.
С уважением, Любовь.