„Моя собака Идиот“ - разбор фильма согласно теории семейных систем М.Боуэна

моя собака идиот

Фильм „Моя собака Идиот“ рассказывает о семье писателя Анри, на примере которой мы рассмотрим трудности построения взаимодействия между членами семьи согласно теории Мюррея Боуэна. По мнению Боуэна, чтобы лучше понять ситуацию в семье нужно рассмотреть все межличностные процессы как внутрисемейные, так и внешние обстоятельства, имеющие субъективную значимость для данного члена семьи.

С 1966 года в своих публикациях М.Боуэн стал использовать термины „система“, „открытые/закрытые“ системы, „гомеостаз“, „дифференциация“, „симбиоз“ относительно исследования семьи и отношений между ее членами, опираясь на Общую Теорию Систем биолога и математика Людвига фон Берталанффи. Он пытался увидеть системные процессы в эмоциональном поведении человека, сосредотачивается на исследование эмоционального функционирования семьи, которое он толкует как целый чувственно-поведенческий комплекс. Эмоция, по мнению Боуэна, автоматически управляет поведением человека, а эмоциональная семейная система подвержена двум противоположным силам, первая из которых заставляет индивида стремиться к слиянию, к совместимости с другими членами семьи, а вторая, наоборот, к индивидуальности и даже одиночеству.

Уровень дифференциации „Я" у главных героев фильма.

Понятие дифференциации „Я“ - одно из основных понятий Боуэна, которое характеризует людей „по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования“.

Уровнем дифференциации характеризуется способность человека, сохраняя близкую связь и взаимосвязь с окружающими, сепарироваться, принимать свою автономность, рационально мыслить, ставить цели и следовать определенным принципам. На наш взгляд, достаточно высокую степень дифференциации можно отметить у писателя Анри (55 лет), состоящим в браке 25 лет и имеющим 4х детей. Находясь в творческом кризисе, Анри ясно оценивает ситуацию и свое состояние, принимает ответственность за других (ради денег берется за мало интересную работу), старается наладить отношения с супругой, прощает ее измены. Анри осознает у себя депрессию, отсутствие либидо. Он пытается объяснить свое состояние близким людям, четко понимает мотивы, из-за которых он решает оставить собаку Идиота ( Я устал от неудач и поражений … Мне 55 и лучшие годы позади… Пес моя победа… Я сражаюсь и каждый раз проигрываю, а он всегда побеждает!) Но близких не интересует эмоциональное состояние Анри, и он винит в своих неудачах детей и бытовые заботы, хотя сам не сумел выстроить личностные границы с ними.

У супруги Анри, Сесиль, наоборот можно отметить низкую дифференцированность как от мужа, так и от детей. Ею в большей степени руководят эмоции или импульсы. Сесиль постоянно высказывает претензии к мужу, перекладывая ответственность за ситуацию, за свою теперешнюю жизнь и свое эмоциональное состояние только на Анри, сама регулярно употребляет алкоголь и антидепрессанты, чтобы снять сиюминутную тревогу и неудовлетворенность и достичь немедленного облегчения. Однажды, написав успешный роман, ставший бестселлером, Анри, заработав много денег, купил большой дом недалеко от моря, вдали от Парижа, и Сесиль, любившая шумную Парижскую жизнь, подчинилась желанию мужа, долгие годы старалась приспосабливаться к его потребностям. Она то эмоционально напряженна, но демонстрирует свое отчуждение от мужа, тем самым как бы мстит ему за свою беспомощность и неудовлетворенность. Периодически Сесиль пытается сепарироваться от мужа, увлекается новой работой, а за одно и новым мужчиной, тем самым обесценивая семейные ценности, но тем самым она не решает свою внутреннюю проблему, а лишь старается избежать ее и заменить один объект эмоциональной привязанности на другой. Сесиль предпринимает попытки совершить „эмоциональный разрыв“, физически дистанцироваться от мужа, но это лишь доказывает высокую степень ее эмоциональной зависимости от него. Ее желание родить еще пятого ребенка показывает, что ей необходим симбиоз с детьми, чтобы чувствовать себя нужной и реализованной. Она безропотно выполняет домашнее задание за Гаспара, не понимая, что тем самым наносит ему только вред, а сама нуждается в сепарации. Ее симбиоз с детьми мешает и взрослеющим детям адекватно принять ответственность за свою жизнь.

Рафаэль (25 лет) курит траву, встречается с танцовщицей, которая не нравится его матери, проигрывает деньги отца в казино и похоже не учится и не работает, целыми днями ничего не делает. Родители не привили ему ответственности за свои поступки, у него нет обязанностей по дому. Он эмоционально зависим от своей подруги, хочет оставить от нее ребенка, но абсолютно не думает, как он будет содержать свою собственную семью и видимо рассчитывает на помощь родителей. Он ощущает, что не оправдал ожидание родителей, не может за себя постоять, не умеет драться, как хотелось бы отцу. В своем недифференцированном Я в отношениях с подругой Рафаэль нуждается в появлении ребенка, который будет вписан в систему треугольника молодых родителей.

Полин, единственная дочь Анри и Сесиль, пытается высказывать свою точку зрения, но абсолютно не интересуется, что чувствует и как живет ее отец. Вместе со своим другом Хуго она живет за счет родителей, при этом обвиняя отца (чтобы я не сделала все плохо, он никого не уважает). Она пытается разорвать связь с родителям, уехав из дома, но по-прежнему просит у них денег, посылая лишь смайлики. Ее стремление быть независимой, достигнуть эмоциональной дистанции за счет физической удаленности, говорит лишь о ее непроработанной эмоциональной привязанности к родителям.

С Гаспаром, на наш взгляд, у Сесиль наиболее сильный из детей симбиоз. Гаспар увлекается серфингом, увлечение которым родители считают пустым занятием, учится с трудом, поскольку университет был выбран скорее всего его матерью, которая, являясь талантливым филологом, пишет за него прекрасные работы несмотря на протесты Анри. Гаспар нуждается в поддержке отца и получает ее, когда делится с ним своими страхами и переживаниями у них налаживаются взаимоотношения. Благодаря отцу Гаспар пытается идти по жизни своим путем.

Ной, младший сын Анри и Сесиль, надежда родителей, его Я наиболее дифференцировано из всех детей. Он находит общий язык и с отцом, и с матерью, но юношеский максимализм приводит его в экстремистскую организацию, а затем в тюрьму. У Ноя есть принципы и он хорошо понимает Анри.

Особенности триангуляции

Согласно теории Боуэна, партнеры в браке привлекают третью сторону для разрешения эмоциональной напряженности и смягчения супружеского стресса. В фильме „Мой пес Идиот“ в отношения супругов вовлекается пес, на которого проецируются проблемы взаимоотношений в семье и неумение разрешить возникшие конфликты. Появление огромного мастифа провоцирует вырваться наружу накопившиеся разногласия между супругами и детьми. В треугольнике Анри-Сесиль-Идиот , супруг предстает как „ленивый“, „заносчивый“, „самовлюбленный дурак“, поначалу стремиться занять позицию аутсайдера, оставив конфликт между женой, детьми и собакой. На пса семья проецирует свое недовольство, неудовлетворенность взаимоотношениями в семье.

У Анри не получается быть удачным, успешным, молодым как в былые годы, и он проецирует свои потребности в силе и уверенности на Идиота, который „рвет всех в округе, но сначала их имеет“. Постепенно все член семьи , кроме Ноя, атакуют уже не собаку , а напрямую отца. Анри, мечтавший жить один и уехать в Рим, винил в своих неудачах детей, спровоцировал ситуацию, оставив пса Идиота дома. Собака выполняет для Анри функцию снижения тревоги в социальной ситуации, обретения поддержки, которую он не получает от жены и детей. В фильме упоминается, что уже ранее у Анри была собака, которой удавалось играть роль „громоотвода“ в семье и снижать напряженность. Но собака погибла и новый пес появился, когда ситуация в семье уже была накалена до предела.

Сесиль также уже пыталась снизить эмоциональную напряженность в семье. В качестве триангулятора для нее выступало занятие профессиональной деятельностью, но у Сесиль подобный треугольник приводил к началу нового романа с другим мужчиной и к неудачной попытки эмоционального разрыва с мужем.

В конце фильма Сесиль возвращается к мужу, но во многом эта заслуга благородного поведения ее нового друга, передавшего ей роман Анри.

 

Писатель Анри проделал огромную внутреннюю работу над собой и понял ценность семьи, жены и детей, его дифференцированное Я стало более осознанным. Можно ли тоже сказать про его жену? Сесиль приняла решение вернуться, прочитав исповедь мужа, но ее слова „ К черту Париж, хочу в Рим!“ скорее свидетельствуют о той же низкой дифференциации Я и готовности действовать с Анри как одна личность, чем о проявлении осознанного выбора и преодолении полного эмоционального слияния с мужем.

Рекомендую Вам посмотреть фильм "Моя собака Идиот", получить удовольствие от комедии и поразмышлять не только над фильмом, но и над отношениями в своей семье согласно теории М.Боуэна.

Приятного просмотра!

Источники

    1/ Фильм „Моя собака Идиот“, 2019, Франция.
    2/ Теория семейных систем Мюррея Боуэна, Когито-Центр, 2015.

Оцените статью:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.94; Отзывов: 8
Психолог Штолленверк Анна Романовна
Автор статей

Автор: Штолленверк Анна Романовна

Город: Москва

Квалификация: Магистр психологии, Клинический психолог

Ответов психолога на сайте: 201

Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.