Довез до дома и деньги за дополнительный час не взял. Этично ли поведение психотерапевта?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Недавно обратилась к психотерапевту. Было 3 сессии. Первые две проходили онлайн. Во время второй терапевт сказал, что можно в следующий раз и оффлайн. Я согласилась. Изначально насчет длительности мы договаривались на час т.к. время у меня было ограничено. Но мы не все успели обсудить, и он предложил подвезти меня до остановки и завершить в пути. Я согласилась. В итоге к остановке он не не поехал, свернул и сказал, что довезет меня до дома, сославшись на то, что все равно пока есть время и хочет прокатиться, провериться до начала работы. Итого мы общались 2 часа. Оплату за дополнительный час он не просил, сказав, что если не укладывается в отведенное время, оплату не поднимает, и что это его ответственность и такой у него принцип работы, главное - прогресс клиента. Сессия была очень продуктивной, много полезного для меня. С одной стороны я благодарна за уделенное мне время, но с другой - я человек мнительный и посещают мысли, а не слишком ли это, вписываться ли в рамки этики?
Автор вопроса: Алиcа Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Алиса!
Чтобы понять, вписывается ли поведение психолога в рамки профессиональной этики, нужно ознакомиться с Этическим кодексом психологов (информация в открытом доступе), поискать там то, что, на Ваш взгляд, соответствовало описываемому случаю, чем психолог нарушил Ваши права.
Проявил ли психолог к Вам неуважение? Был ли факт разглашения конфиденциальной информации о Вас? Работал ли он с Вами без Вашего на то согласия? Принуждал ли к проведению дополнительных консультации? Проводил ли над Вами эксперименты против Вашей воли? Искажал ли предоставленную Вами информацию? Наносил ли Вам вред? Использовал ли Вас в личных интересах, вступал ли с Вами в личные отношения (дружеские, любовные)?
Сложно заочно понять, что именно происходило в описываемой Вами ситуации, что Вас так насторожило, было ли со стороны психолога нарушение профессиональной этики.
Для начала Вам для себя нужно сформулировать, что именно неэтичного Вы увидели в действиях психолога. А потом обязательно (!) ОБСУДИТЬ это со своим психологом.
Вот прямо так, как Вы написали на сайт, так и сказать психологу: «ИванИваныч, меня очень смутило то, что Вы меня подвезли до дома и не взяли денег за дополнительный час, я теперь чувствую себя...(как?), давайте обсудим эту ситуацию».
Психолог насильно Вас усаживал в машину? Он заставлял Вас консультироваться ещё один час? Он делал Вам какие-то «сальные» предложения, угрожал, переходил на личности?
Что неэтичного Вы увидели в действиях психолога? Почему возникло напряжение? Что Вы подумали про психолога, про себя? В чём его заподозрили? Почему? Какую ситуацию в жизни это Вам напомнило? Какие чувства всколыхнуло? Что для Вас тема «долгов», «подарков»? Имеют ли неприятные воспоминания отношение к психологу или Вы проецируете их на него?
Вы сами пишете, что сессия была очень продуктивной, просто не уложились в заранее оговоренное время. Психологом было принято решение (с Вашего добровольного согласия!) не прерывать терапевтический процесс, возможно, потому что он понимал, что ухватился за что-то важное, что выведет Вас на осознание, не хотел упускать шанс помочь Вам более эффективно.
Если бы он просто остановился на полпути, закруглил бы консультацию по окончании 60 минут, то, возможно, на следующей сессии такого эффекта в терапии уже было бы труднее достичь, пришлось бы начинать весь процесс с начала, закладывая в работу чуть больше времени.
Взаимодействие клиента и психолога – всегда обоюдные права и обязательства, здесь нет игры в одни ворота. Условия оплаты, количество сессий, стоимость консультаций, оплата пропущенных клиентом сессий, опозданий должны быть оговорены до начала работ. Психолог назначает стоимость, исходя из своей квалификации, опыта работы и других обстоятельств, а клиент, исходя из своей платёжеспособности, либо принимает эти условия, либо нет.
Может быть, психолог не хотел, что бы Вы считали, что он вытягивает из Вас деньги, когда вы не уложились в час. Иногда клиенты думают, что психолог из меркантильных побуждения специально растягивает сессию, назначает слишком много консультаций.
Так ли это, сказать за все случаи на свете невозможно. Но в подавляющем большинстве случаев только психолог, как специалист, может ответственно решать, каков план его терапевтической работы, что и в какой последовательности необходимо проработать с клиентом, ориентируясь на конкретный запрос, состояние клиента и т.д.
Иногда камень – это просто камень. Не нужно искать подвохов, тайных умыслов везде. А если Вас что-то насторожило, то всегда выясняйте это с самим человеком лично и сразу, не додумывайте за него, не приписывайте ему своих умозаключений, мотивов, выводов.
Вы можете с психологом обсудить на будущее такие ситуации, когда вы в работе вышли за рамки времени. Либо принять его условия, либо договориться с ним о том, что Вы оплачиваете «лишнее» время. Объясните ему, например, что Вы не хотите чувствовать себя должной, что у Вас нет материальных проблем, Вы готовы оплачивать дополнительное время, если нужно.
Вы ведь могли просто принять решение и перевести ему деньги за тот дополнительный час, если это так сильно Вас смущало.
У него свой принцип, но и у Вас может быть - свой. Вот и обменяйтесь на следующей консультации своими принципами, придите к единому решению. Пусть это будет для Вас очередной, хоть и маленькой, победой над мнительностью.
С уважением,
Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (запись на консультацию оставлять через Вотсап +7 девять два пять 5250023, телеграм psycholog1909)