Парень напомнил про прошлый долг, обида и чувство вины.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. С парнем уже давно вместе. Всегда поддерживал, помогал, как материально, так и морально. В отношениях всегда платит он, покупал подарки, помогал деньгами когда я даже не просила. Такое у него воспитание, он все расходы взял на к себя. Примерно 1,5 года назад я занимала у него 30 тыс, у него тогда были проблемы с деньгами и у он занял у друга и дал мне. Попросил вернуть, тк деньги не его, и типа если бы мог мне помочь то дал бы их безвозвратно, но пока не может. Я частями возвращала. Но вернув половину забыла из за своих проблем про них (сократили с работы и не могла найти новую ,не хватало на съем жилья). Какое то время он напоминал мне про долг, я не могла отдать и старалась переводить тему. Через какое то время устроилась на работу, все наладилось у него и у меня, но про долг я так и не вспомнила. Покупала себе дорогую одежду, обувь, отдыхала и тд. А как выяснилось парень этот долг за меня закрыл. Недавно он спросил «почему ты тогда не вернула деньги, ты же устроилась на работу и мы договорились что ты вернёшь». Как выяснилось он потом последние деньги отдавал, что вернуть долг другу. Сперва мне стало неприятно, я посчитала что меня упрекают деньгами и тд. Но потом поняла, что это я глупая. Это ведь реально ответственность, ведь в след раз ему просто не дадут, если он попросит. Я сказала, что про них забыла. И теперь хочу вернуть ему то что он отдал за меня. Хотя он сказал, что уже не надо. Мне очень стыдно, не знаю как себя успокоить. Понимаю, как подставила человека и как ему было тяжело из за меня. Очень мучает чувство вины, И теперь стыдно ему в глаза смотреть. Ведь он всегда был рядом, помогал а я так подвела его. Он ещё после всего этого по прежнему так хорошо ко мне относиться. Что мне делать? Как себя успокоить ?
Автор вопроса: Sevda Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Сизова Анна Владимировна.
Севда, здравствуйте) спасибо за подробное описание ситуации. Чувствуется, что есть много эмоций стыд и вина в их числе. Сложные эмоциональные состояния сами по себе, их непросто выдерживать, вы молодец, что обратились за помощью. Я бы хотела обратить Ваше внимание, на то, что у Вас есть такая поддержка, для отношений с вашим парнем, ситуация которая сейчас доставляет дискомфорт, не стала камнем преткновения. Вы смогли справиться и вы вместе)
В жизни бывают разные ситуации, в том числе связанные с возникновением чувств стыда и вины, как у Вас. Все чувства, которые мы испытываем, имеют место быть, они сигнализируют нам о изменениях и «неполадках» во взаимоотношениях с другими, помогают понять себя в моменте и отследить те точки недопонимания с партнером, чтобы выстроить здоровые гармоничные взаимоотношения. Чувство вины и стыда, которое сейчас так давит на вас – сигналы о том, что сложившаяся между Вами ситуация значимы для Вас, и является отражением вашего отношения к собственным действиям.
И все же я хочу заметить важный, на мой взгляд, ряд моментов:
1. Вы вернули 1 часть долга.
2. Вы осознали, что вопрос в ответственности.
3. Вы смогли встать на место вашего парня, проявили эмпатию, осознав сложности, которые у него возникли.
Однако, вы забыли о себе! Себе можно тоже посочувствовать) как минимум, у Вас были сложности, вызвавшие невозможность возмещения долга сразу. Смущение и стыд от постоянных напоминаний не особо помогают, когда нет возможности исправить ситуацию, сочувствую. Жизнь, не стоит на месте, она динамична, задачи меняются, и увы, бывает, что некоторые задачи выходят из зоны нашего внимания.
У меня есть гипотеза на счет причин того почему вы могли забыть о долге, это лишь гипотеза, но я ее озвучу) Стыд и чувство вины оказывают мощное давление на самооценку личности, другими словами они говорят «я плохая», жить с таким постоянным ощущением невыносимо и психика защищается, выбирая самый простой путь – забыть.
Здесь важно разделить ситуацию, которая произошла, и себя. Важно понимать, что это не «я –плохая», а я имею право на ошибку. Разрешить себе быть неидеальной, совершать ошибки, поскольку без них человек бы не выжил) идеальных нет).
Да, это произошло, у вас остался неприятный осадок. Однако, у вины есть и позитивное свойство - сигнал психики о стремлении к исправлению ситуации, ведь только реально значимые события могут вызвать столь сильное чувство, неприятное, но важное и дающее много сил и энергии, побуждающих к действиям.
чтобы убрать осадок (экологично, не подавляя себя и свои чувства), эмоции важно найти место. Как это делается? способов много, вот простой самый: Я бы рекомендовала честные переговоры с партнером) Особенно учитывая то, что у Вас в отношениях есть взаимопонимание и поддержка.
Вербализовать эмоции – значит проговорить то, что вы испытываете от ситуации. Рассказать о своих чувствах, поделиться с партнером тем, как вам происходящее. Это называется «я-сообщение/послание», есть простая формула: «я чувствую .....(ваше чувство/эмоция), когда происходит (описание ситуации, желательно не упоминая местоимение «ты» иначе партнер будет защищаться, а нужно чтобы он услышал вас), ....здесь Ваше предложение для партнера о том, как/что можно сделать по-другому, чтобы таких эмоций не было.
Таким образом, когда вы проговорите партнеру о том, что с вами происходит, осадок может не уйти полностью (это нормально, если эмоций накопилось много), но он станет меньше) Удачи Вам, не забывайте о себе и разрешите себе ошибаться)