Как в новых отношениях не свалиться в зависимость?

Вопрос психологу:
С юного возраста я выбирала тех парней, которые меня игнорировали, исчезали, и отметала тех, кто относился ко мне хорошо.
Долгое время была без отношений, училась, работала. В последние два года начала общаться с человеком, который то появлялся, то исчезал. Было очевидно, что он сам не знал, что хотел, искал какие-то эмоции. Эти отношения закончились. Сейчас могу с уверенностью сказать, что все оставила в прошлом. Воспоминания не вызывают никакой грусти или обиды. Я пожила одна, занималась чем хочу, наслаждалась жизнью, общалась в подругами.
И вот неделю назад познакомилась с парнем. Изначально инициативу проявила сама, но он сразу ответил взаимностью. Общение для меня комфортное, приятное. Очень хочется строить здоровые отношения.
Но спустя неделю я стала впадать в какое-то безумие. Следить, когда он заходил в сеть, думать почему он не пишет. Причём объективно понимаю, что это не нормально. Пока держу себя в руках, но на грани. Что-то непонятное между ревностью, зависимостью меня начинает накрывать, боюсь не справиться с этими чувствами. Иногда возникает желание все прекратить, просто, чтобы не испытывать эти эмоции… кааак, ну как наконец-то общаться с парнями адекватно и не впадать в зависимость?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Флегантова Лариса Юрьевна.
Добрый день, Екатерина!
Те сложности, с которыми Вы сталкиваетесь в отношениях с мужчинами, можно попробовать объяснить через теорию привязанности. Согласно этой теории, люди делятся на несколько типов: с тревожным типом привязанности, с избегающим и с надежным.
То, что Вы описываете, похоже на союз тревожного типа привязанности (у Вас) и избегающего (у Ваших партнеров).
Согласно исследованиям, люди с тревожным типом подвержены хронической активности механизма привязанности. Это значит, что мозг такого человека активнее реагирует на угрозу утраты и малейший намек на вероятную проблему зажигает “сигнальные огни”. А чтобы успокоиться, необходимо получить подтверждение от любимого человека, что все в порядке. Если подтверждение не поступает - тревога и подозрения растут как снежный ком.
Избегающие же люди наоборот, идеализируют самодостаточность и презирают зависимость. Они используют разные методы, чтобы подавлять биологический механизм привязанности мозга, ответственный за желание близости с любимым. Например, могут выискивать мелкие недостатки в партнере, флиртовать на стороне, вступать в отношения с несвободными партнерами.
Стоит учитывать эти особенности и, например, если у Вас тревожный тип привязанности - объяснять партнеру, почему вы так ранитесь, если он игнорит Ваши смс или долго не берет трубку и не перезванивает.
Также важно учиться по новому общаться и выстраивать отношения: честно, конструктивно, с целью решить проблему и найти компромисс.
Вот пять правил, с которых можно начать:
- не скрывать своих чувств (осмелиться и начать о них говорить)
- формулировать свои потребности (и доносить их до любимого человека, учитывая и его интересы)
- быть конкретнее (четко формулировать, чего вы хотите)
- стараться не обвинять (без претензий и осуждения)
- не оправдываться и не обесценивать свои потребности.
Кроме того, чем больше Вы узнаете о своем типе привязанности, тем легче Вам будет понять, почему вы чувствуете себя так, как чувствуете, и как с этим справляться.
Поэтому рекомендую Вам две хорошие книги на эту тему.
1. Амир Левин, Рэйчел Хеллер “Подходим друг другу. Как теория привязанности поможет создать гармоничные отношения”
Эта книга детально рассматривает три основных типа привязанности и позволяет, ответив на ряд вопросов, определить собственный тип и тип привязанности своего партнера, а также объясняет - почему мы выбираем конкретного человека для отношений.
Авторы придерживаются позиции, что хотя тип привязанности и формируется в детстве в отношениях с матерью - это все же гибкая характеристика и может меняться в ходе жизни человека.
В книге много практического материала - тесты, упражнения, кейсы, которые помогают самостоятельно работать с этой темой и анализировать свои отношения.
2. Стефани Шталь “Любит/не любит. Что мешает вам создать крепкие отношения и как это исправить”
В этой книге автор рассматривает проблему филофобии - страха привязанности и приводит примеры разных типов филофобов. Здесь обобщенно приводится анализ всего цикла отношений с таким человеком - с чего все обычно начинается и чем заканчивается.
Довольно большая часть книги посвящена путям решения проблемы и практическим советам и рекомендациям как для самих филофобов, так и для их партнеров.
Желаю Вам удачи и гармоничных отношений!