Может ли обостриться невроз находясь на вахте?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я невротик, работаю вахтовым методом на Севере. Может ли обостриться невроз находясь на вахте? Увеличилась подозрительность, мнительность, не доверие. В связи с пандемией срок вахты увеличился с одного месяца до трех (это уже третья вахта по 3 месяца), плюс необходимость прохождения 2х недельной обсервации (нахождение в одной комнате 2 недели с соседом, без возможности выхода на улицу и даже в коридор). С недавних пор супруга впервые вышла на работу, тревога по этому поводу 24 часа в сутки. Ищу 3 угол, не знаю что с собой делать. Перечитываю психологическую литературу, становится легче, но не надолго. Пытаюсь себя убедить в том что и так знаю, но не получается. В совсем тяжелые моменты тревоги говорю себе "Это просто невроз, не переживай, это ты сам придумал, не чего не случилось, все хорошо, тебя любят и ждут". Понимаю что проблема моя, но хочу как то перекинуть это на супругу, стараюсь реже ей звонить, очень жду когда она мне позвонит. Как будто затеял какую то борьбу между ей и мной. Очень хочу домой, скучаю по ней сильно. Супруга говорит что когда я дома, я не такой. Женаты 12 лет.
Автор вопроса: Камиль Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Бидзиля Екатерина Андреевна.
Добрый день, Камиль. Хотелось бы вас поддержать и немного успокоить. Совершенно нормально, что вам не просто находиться вдали от семьи и близких долгое время. Вы молодец, что не опускаете руки и не смотря на это стремитесь к благополучию семьи.
Ваши переживания и тревога за жену нормальны и главное вы можете все это чувствовать, вы не обязаны быть бесчувственным и спокойным, когда на душе совсем не спокойно.
Когда у вас начинает развиваться состояние тревоги попробуйте сделать дыхательную гимнастику, вдох носом глубокий и медленный, выдох через рот, стараясь полностью опустошить легкие. Повторить можно столько раз, сколько вам нужно. И после этого уже можете задавать себе следующие вопросы (приветствуются письменные ответы): что я сейчас чувствую? Насколько сильно мое чувство по шкале от 1 до 10? Когда это чувство ранее возникало у меня? Почему это чувство сейчас возникло? Что я сейчас чувствую в теле и где? Это поможет вам немного начать осознавать свои эмоции и чувства, ведь тревога это состояние и оно может быть выражено в разных эмоциях, чувствах и ощущениях в теле. Когда вы будете уже понимать что конкретно за эмоция это вызвала вы сможете осознать реально ли то, о чем она вам говорит или это просто защитная реакция вашей психики.
Вы можете поговорить с женой на тему ваших тревог и страхов, все обсудить, сейчас это легко сделать по видео-связи даже на расстоянии. Если вас перестала совсем удовлетворять работа вахтой, то попробуйте сесть и подумать какие у вас имеются ещё варианты в этом вопросе.
Теперь расскажу по заданному вопросу. У вас возник вопрос: может ли обостриться невроз находясь на вахте? Да, конечно может. Но другое дело отличить невроз от депрессии, тревоги, тревожного расстройства и иных состояний по вашему письму нельзя.
Расскажу немного про невроз. Невроз - это психогенное расстройство, развивающееся у людей, которые много работают, не досыпают, переутомляются. Спровоцировать его может любое эмоциональное потрясение. Для каждого человека эмоциональное потрясение - это что-то своё. Симптомы невроза очень различны. Невроз могут спровоцировать психологические факторы (особенности развития, воспитания, взаимоотношения с обществом) и биологические. Он может привести к органическому поражению головного мозга если долгое время не проводится его лечение, потому что начинаются изменения в мозге на функциональном уровне.
При этом невроз это не о том, что вы сами что -то себе придумали, его нельзя устранить уговариванием себя, так как там происходит изменение в биохимических процессах. К тому же невроз бывает разный и соответственно требует разных подходов в его устранении.
Если вам не доставляет радости работа вахтой, вы там переутомляетесь и ещё переживаете из-за близких людей, и если вы сложно переносите разлуку с женой, то
вполне вероятно развитие невроза. Но это ещё не 100%. Для того, чтобы поставить такой диагноз необходимо провести медицинское обследование у компетентного врача и психодиагностику у психолога или психотерапевта.
Из вашего письма не понятно кем поставлен вам данный диагноз и проходили ли вы его лечение.
Поэтому, если вы ещё этого не сделали и у вас есть подозрения что это могло произойти, то важно пройти обследование у специалистов (невролог, психиатр/психотерапевт, психолог), курс лечения и коррекции при необходимости.
Если у вас после лечения случилось обострение ранее поставленного диагноза, то необходимо обратиться к вашему доктору за курсом лечения и к психологу(психотерапевту) для проведения коррекции.
Всех вам благ и здоровья!