Как найти в себе силы жить, если нет друзей?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 21 год. У меня практически нет друзей, у меня только две подруги. Я очень зажата и это мешает мне знакомиться с людьми. На работе толком не общаюсь. В школе меня травили поскольку я была спокойной и не могла постоять за себя, так меня воспитали. Одноклассники меня ни во что не ставили, унижали, толкали. Всё это продолжалось до 8 класса, после 8 класса я перешла в параллельный класс, там отношения были намного лучше, но поскольку я уже была закомплексована я не могла нормально общаться. Ещё и бывшие одноклассники настраивали их против меня. Я ушла после 9 класса, поступила в медицинский колледж, поначалу общалась с одногруппниками, но со временем отношения стали ухудшаться. Я получилась там три года и перевелась в другой колледж. Там меня приняли, я общалась, конфликтов не было, но общение было для меня стрессом так как я всегда боялась что-то не то сказать, тщательно подбирала слова. После окончания наши пути разошлись, ни с кем из них не общаюсь. Я очень устала от одиночества, я больше так не могу, понимаю что сама виновата, но мне от этого не легче. Мне даже работать тяжело, быстро устаю и у меня совершенно нет интереса к жизни, ничего не радует. Как мне быть?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Алимбекова Назима Джаудатовна.
Анастасия, здравствуйте! Чувствуется, что Вам тяжело находится в сложившейся ситуации. За плечами очень непростая жизненная история, которую Вы несёте с собой долгие годы. Действительно, очень больно сталкиваться с неприятием со стороны окружающих. Особенно тяжело, когда вокруг не оказывается людей, с которыми можно было бы разделить свои чувства и переживания. Тех, на кого можно было бы опереться. Тех, кто помог бы увидеть самоценность и взрастить внутреннюю силу. Анастасия, в Вашем письме есть несколько примечательных моментов. Хотела бы остановиться на каждом детальнее.
В письме Вы написали о том, что до 8 класса подвергались травли со стороны одноклассников. Вследствие чего сейчас Вам трудно вступать в коммуникацию и выстраивать отношения. Я очень сочувствую, что Вам пришлось пережить подобный опыт. Дело в том, что когда человек подвергается буллингу, он ощущает себя бессильным и уязвимым, поскольку не имеет возможности противостоять тем, кто подвергает его эмоциональному и физическому насилию. Вам же, несмотря на травматичный опыт, удалось улучшить качество отношений с другими одноклассниками, найти в себе силы контактировать с одногруппниками и даже обрести друзей и поддерживать с ними теплые отношения. Это дорогого стоит. Это проявление Вашей недюжинной внутренней силы, которую Вы как будто не замечаете сейчас.
Анастасия, дело в том, что, к сожалению, никто из нас не застрахован от того, чтобы не оказаться жертвой травли. Если это и случается, то пострадавший в этом не виноват. Ему невольно пришлось стать тем, на ком агрессор отыгрывал свою злость, к которой он чаще всего не имеет никакого отношения. И невзирая на то, что у каждого есть риск быть в позиции слабого, у нас всё же есть возможность взрастить свою ценность, укрепить границы и действовать из позиции "Я могу выбирать свое окружение" и не допускать повторения этой ситуации.
В сообщении Вы написали о том, что общаясь с людьми испытываете дискомфорт и боитесь сказать что - то лишнее, от этого общение затрудняется и не удается сближаться. Мне слышится в Ваших словах посыл о том, как будто вокруг Вас идеальные люди, неспособные ошибаться, проявлять слабость и несовершенство. Складывается ощущение, что Вам очень сложно допустить мысль, что и другим людям ничего человеческое не чуждо, что они так же могут ощущать бессилие и бояться быть непринятыми. Возможно, имеет смысл попробовать взглянуть на них и с этого ракурса.
Я обратила внимание, что Вы указали на то, что потеряли интерес к жизни, ощущаете себя одинокой, испытываете частую усталость, неспособность эффективно работать. Если данные симптомы наблюдаются у Вас более 14 дней, есть необходимость обратиться к грамотному психиатру. При необходимости получить медикаментозную поддержку и улучшить свое состояние. Это позволит Вам быть в более ресурсном состоянии и постепенно выстраивать жизнь желаемым образом.
Анастасия, чтобы ситуация начала меняться уже сейчас желательно идти в терапию. Это хорошая возможность разобраться с первопричинами и последствиями полученного непростого опыта и укреплением своей личности. В качестве самостоятельной помощи рекомендую Вам книгу Донны Джексон Наказавы " Осколки детских травм" и следующее упражнение. Хотела отметить, что выполнять его нужно пошагово, не забегая вперёд.
1. Возьмите лист бумаги формата А4, карандаши, краски, фломастеры ( все, что по душе). Нарисуйте дерево в середине листа, представляя, что это и есть Вы.
2. Попробуйте описать его. Чего ему не хватает? Что бы Вам хотелось сделать для этого дерева?
3. В сложных ситуациях человеку зачастую не хватает опоры, поэтому нарисуйте дереву крепкие и надёжные корни.
4. Взгляните на дерево. Стало ли теперь оно сильнее и крепче? Что можно добавить в рисунок, чтобы оно стало таковым, чтобы было ощущение его полной мощи?
5. Рисуйте все то, что на Ваш взгляд не хватает дереву.
6. Во время процесса задавайте себе следующие вопросы "А что меня может защищать в жизни?", "За какие камни в земле я могу держаться корнями?"
Если почувствуете, что Вам нужна дополнительная помощь, можете написать повторно. Буду рада Вам помочь!