Может ли «сумрачный ребёнок» сформироваться во взрослой жизни под влиянием постороннего человека?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я начала изучать вопрос внутреннего ребёнка и пытаюсь его проработать. Но чем больше я изучаю это все, тем больше я понимаю, что с родителями практически все проработано и никаких обид нет. У меня возникает подозрение, что на мое тревожное и депрессивное состояние сейчас повлиял человек из моей взрослой жизни (моя подруга), с которой я училась вместе 5 лет и которая мне привила свои установки (по поводу фигуры, она постоянно замечала мои комплексы, заставляла меня работать больше и достигать большего, думать что я делаю недостаточно и т.д.) и из-за которой у меня поменялось мышление в негативную сторону. Это также доказывает тот факт, что своим лучшим временем я считаю время до знакомства и дружбы с ней, а после я как будто потеряла себя… соответственно, сам вопрос: может ли «сумрачный ребёнок» проявиться или сформироваться во взрослой жизни под влиянием постороннего человека? Если да, то как его прорабатывать? Так же, как это нужно делать с родителями? Если это важно, общение я с ней прекратила и почувствовала сразу же облегчение и какую-то свободу.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Мышакина Ирина Александровна.
Юлия, здравствуйте!
Вы задали очень интересный и важный вопрос!
Здорово, что вы занялись проработкой внутреннего ребёнка и уже проделали огромную работу! Видите плоды своей работы и присваиваете себе успехи, это как раз важно и ценно для внутреннего ребёнка!
Метафора в виде образа «сумрачный ребёнок» и «солнечный ребёнок» есть в книгах Стефани Шталь и это одна из моделей восприятия внутреннего мира.
Внутренних детей может быть очень много именно по количеству. В каждый травмирующий момент, когда детская психика не может переварить и пережить происходящее она защищается и может произойти расщепление, это расщепление вытесняется куда-то в бессознательное. И это становится одним из «сумрачных детей».
Выявить все-все такие ситуации довольно сложно.
Многое зависит от возраста ребёнка на момент травмирующего события, если это примерно 0-6 месяцев, то мыслей и осознания самого события не может быть, но всегда остаётся телесный опыт.
Как раз по телесным ощущениям и возможно пережить это событие.
Возвращаясь к вашему вопросу, может ли во взрослой жизни сформироваться «сумрачный ребёнок», в описанной вами ситуации скорее всего нет, больше похоже на перенос или проекции или проективную идентификацию.
Просто так один взрослый человек вряд ли может привить другому взрослому человеку свои мысли, установки.
Если представить, что подруга ходила бы за вами и говорила, что у вас зелёные волосы, огромные уши, как у гоблина и это все вас очень портит и вы должны срочно это изменить. Думаю вы бы вряд ли этому Верт и у вас не так сильно портилось настроение.
Вокруг нас бывают токсичные люди, которые попадают в наши болезненные и слабые точки, да ещё и безжалостно давят на них.
Может быть внутри вас, есть какая-то часть, которая тоже так считает, именно так, как колорит подруга и вы ей начинаете верить. И как бы внутренний критик, становится уже снаружи, в виде подруги.
Но сам этот критик появился внутри вас не сам по себе, это образ кого-то из вашего прошлого. Может быть кто-то конкретный, а может быть сборная солянка из значимых в детстве людей.
Очень здорово, что вы отследили влияние подруги на вас и прекратили общение. И после почувствовали свободу, это классно!
Если осталось тревожное и неприятное состояние, то можно поработать с тем самым внутренним критиком.
На его мысли и установки, нужно завести внутреннего адвоката, который будет опровергать и приводить противоположные доводы и защищать вас.
Например критик говорит: «Юля, ты делаешь недостаточно, делай больше!»
То адвокат предлагает альтернативу: «Юля, ты делаешь по мере своих сил, ничего идеального не существует. Делать достаточно уже достаточно. Тебя достаточно!»
Пофантазируйте, как вам больше нравиться и подходит именно для вас.
Юлия, надеюсь мой ответ поможет вам дальше работать со своим внутренним ребёнком.
Если будет нужна помощь дальше, всегда рада помочь!
С уважением, Ирина!