Сын первоклассник вдруг перестал хотеть в школу.

Вопрос психологу:
Доброе время суток! У нас с мужем единственный, долгожданный и поздний сын. Родила я его в 35 лет. Естественно он для нас все. У него очень мягкий характер, близко все принимает к сердцу. Когда пошел в сад, очень долго привыкал, плакал, конечно же болел, долго отсутствовал в саду, затем опять привыкал. К годам 5 все пришло в норму. Сейчас он в первом классе. Первое полугодие прошло на отлично! С удовольствием ходил в школу, делал уроки. После зимних каникул, как-будто его подменили. Не хочет в школу. Приходит туда и плачет. Говорит, что хочет домой. На мои вопросы, что случилось, отвечает, что его точно никто не обижает, учитель не ругает, что просто хочет домой. Я разговаривала с учителем, говорит, что мальчик общителен, старателен, но иногда слезы, она думала может дома какие-то проблемы. Мы с мужем в принципе воспитываем как и все. Наш сын не знает, что такое ремень, угол. Естественно ругаем, хвалим. Мы не знаем, как нам себя вести, как еще с ним разговаривать. Будьте добры подскажите, в чем может быть причина?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Наумкина Елена Александровна.
Добрый день, Наталья!
Судя по Вашему письму Вы очень заботливая и любящая мать, и у Вас чудесный сын!
Давайте с Вами попробуем разобраться. Хочу сразу оговориться, что письмо – это крайне ограниченный пласт информации, поэтому я Вам дам информацию для размышления, а Вы, если поймете необходимость, обратитесь к детскому психологу напрямую в личную терапию.
Итак, я предполагаю, что Вашему малышу 7-8 лет. Что это значит?
Во первых, это новый этап развития психики ребенка, так называемый кризис 7 лет. Бояться его ни в коем случае не надо. Основные характеристики кризиса – проявление черт характерных для взрослых, ребенок учится анализировать, может скрывать мотивы своих действий, развивается самостоятельность, умение принимать решения. Именно в этом возрасте идет смещение авторитетного взрослого. Сейчас родители уходят на второй план, а основной значимой фигурой становится учитель.
Во вторых, в его жизни сейчас новый период – школа. Она очень сильно отличается от садика. Требования там предъявляемые, ответственность, новые люди, коллектив, отношение- все это вызывает в ребенке тревожность, которая, в свою очередь, может проявиться не сразу. Идет накопление различных тревожащих моментов психикой ребенка и когда справляться уже тяжело внутри – происходит выплеск наружу.
Кроме того, весна всегда характеризуется некой апатией, ослаблением защитных сил организма, усталостью. И это характерно не только для детей. Авитаминоз, отсутствие солнышка, полгода учебы в совершенно новой для себя роли, естественно, дают о себе знать.
Хотелось бы понять некоторые моменты:
1. Произошло ли что-то в период зимних каникул? Это может быть совершенно не связано со школой. Ругались с мужем, переезд, какие внезапные перемены в жизни ребенка и т.п.
2. На сколько дома четко выстроен распорядок? Нет ли хаоса, непоследовательных действий со стороны Вас или мужа?
3. Каковы ваши ожидания от учебы сына? Возможно Вы бессознательно транслируете повышенные требования к нему?
4. Может быть в школе ему сделала замечание учитель, или он поссорился с кем-то из деток в классе?
5. Посещаете ли Ваш сын еще какие-то кружки? Как у него успехи там?
Это прекрасно, что Вы пытались поговорить с ребенком, что пообщались с учителем. Я бы Вам рекомендовала еще задействовать школьного психолога. У них большой опыт по взаимодействию с детками школьного возраста и помощи адаптации к школе.
Попробуйте поинтересоваться – почему ему так хочется домой? Расскажите о Вашем первом классе, ваших эмоциях, аккуратно выведите на разговор уже про него. Какие у него эмоции от школы, от одноклассников, учителя. Сейчас такое период, что детки могут скрывать. Поэтому не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза.
Можно предложить поиграть в школу. Возьмите мягкие игрушки или другие фигурки, пусть сынок сам решит кто учитель, кто он, кто одноклассники. Выберет роль для Вас. Понаблюдайте как он будет играть за учителя, ребяток. Не навязывайте сценарий. Это должно идти от ребенка. Иногда в процессе игры очень многое открывается.
Так же для уменьшения тревожности рекомендую Вам еще сильнее наладить контакт с ребенком, проводить больше времени с ним, показывать ему вашу любовь. Помогите ему укрепить самооценку и самоценность: замечайте даже малейшие достижения – хвалите, выстройте четкий график ( хаос очень сильно мешает ребенку и провоцирует дополнительно нервное напряжение). Чаще обнимайте, целуйте. На самооценку так же хорошо влияет посещение доп кружков и успехи там. Но здесь тоже важен баланс, если секция требует больших энергозатрат, то это может усугублять положение.
Исключите ссоры с мужем (если таковые есть), когда ребенок может вас слышать или видеть. Проанализируйте свои требования к его учебе и не только.
Важно, чтобы в школе у сына была положительная поддержка (друг, учитель, положительные моменты).
Можно добавить прием витаминов. Особо рекомендую магний – причем и Вам, и сыну. Магний – один из важнейших микроэлементов в работе нервной системы. Он помогает справляться со стрессом. (Если нет каких-либо противопоказаний по здоровью. По форме и дозировке можете проконсультироваться с педиатром).
Детская психика очень хрупкая, а воображение очень активное. Иногда ничего для нас не значащие моменты могут казаться ребенку непреодолимым ужасом.
Если в ближайшее время ситуация с его поведением не изменится рекомендую обратиться к детскому психологу лично, особенно учитывая, что Ваш сынок достаточно чувствительный мальчик. И уже сейчас задействуйте школьного психолога.
С уважением,
Елена