Сын 13 лет весь в компьютере. Плохо учится.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, проблема наверное такая не у меня одной. Сыну 13. Целыми днями в компьютере в онлайн играх либо на телефоне. Ничего нельзя поручить. Временами забираю ноутбук в будни и возвращаю на выходных. Но телефон из рук не выпускает. Уроки делаются по остаточному принципу. Сначала игры в компьютере, потом уроки кое как. Есть предметы, которые делает без меня - это математика и русский, перебивается с 3 на 4. Остальные уроки, особенно устные, все делаются со мной, под моим контролем. Знаю, сама виновата, вечно сидела около него и не приучила к самостоятельности. Боялась, что скатиться на двойки и тройки. Психологи советуют спустить все на тормоза, чтобы ребёнок почувствовал какого это, когда ты двоешник, когда учителя ругают. Но с ним это не вышло - если я спускала контроль, сын полностью скатывался, домашние задания толком не делал, на уроках не отвечал. Ему и так хорошо, наплевать на плохие отметки. Угрозы не действуют. Чтобы запретить вообще компьютер в наказание или забрать телефон, мне нужно выслушать часовые истерики на которые у меня нет ни времени, ни душевных сил. Доверительные и доброжелательные беседы тоже эффекта не имеют. Он может меня слушать и говорить что понимает, но потом сказать, зачем ты мне это твердишь, я тебя все равно не слушаю! Домашних обязанностей никаких у него нет: уборка либо вынос мусора только когда я дома. Нельзя попросить его помыть пол к маминому приходу. Просто скажет забыл и начнёт делать когда я вернусь. Спать ложится около полуночи, даже если я отправила его в кровать в 22:30. Будет придумывать кучу проблем, но уснёт только в 12! Руки у меня уже опускаются! Знаю, что это подростковый возраст и растёт он без отца, так как развелись мы когда ему было меньше года. Но что можно сделать, если и по хорошему не понимает, и по плохому тем более? Кричать и устраивать скандалы я не люблю и не хочу.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте, Светлана!
Благодарю за ожидание!
Вы абсолютно правы скандалы, крики, угрозы и запреты компьютера неэффективны и не приводят к желаемому результату. 13 лет это активный период гормональной перестройки ребенка, у мальчиков меняется голос, происходит органическое, половое и социальное созревание. Подростковый период во многом схож с кризисом 3-х летнего возраста. Как вел себя ваш сын в 2,5-3,5 года, как вы находили с ним общий язык в то время, как реагировали на его негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание? Как складывалось все взаимодействие с сыном все эти годы? Чем качественней родители заложили фундамент в образовании и воспитании ребенка до 12 лет, какие ценности вложили, какие способности развивали, тем менее болезненным будут последствия пубертатного периода.
Для подросткового возраста характерно непослушание и игнорирование запретов и просьб. Подросток чувствует себя одиноким, непонятым, чужим, часто проявляет агрессию как самозащиту, разочаровывается в себе и окружающих, как следствие этого происходит снижении общей работоспособности, уход в виртуальный мир, в который ему подвластен и дает возможность получить быстрое удовольствие.
В общении с подростком важно три Д - думать, доверять и договариваться.
Постарайтесь игнорировать его негативное поведение и хвалить и отмечать любое даже маленькое положительное действие!
Благодарите за любую оказанную вам помощь. Чаще говорите, как вы его любите и как вам бы хотелось, чтобы он был лучшей версией себя.
Используйте метафоры, например, у некоторых сохранился еще iPhone 3 и он вполне может еще работать, но какой телефон был бы привлекательнее для тебя: 3-ей модели или последний 15? Так и ты, у тебя столько способностей, только нужно немного приложить усилия, чтобы их раскрыть и реализовать.
Говорите о своих чувствах и переживания, конструируя высказывание как Я-фразы: Я чувствую страх за тебя… Меня огорчает… Я злюсь, когда…Я радуюсь, когда вижу, что ты стараешься…
Не забывайте, говорить, что вы его любите! Просто так, а не за что-то!
Постарайтесь, найти спортивную секцию, где есть тренер, умеющий работать с подростками и уважаемый ими. Уговорите сына попробовать начать заниматься. Мальчику нужен мужской пример и авторитет.
Я рекомендую вам обратиться к детскому психологу, работающему с подростками, который поможет вам понять ошибки своего взаимодействия с ребенком и научиться выстраивать по-новому ваше общение, подыскать для сына подростковую группу тренингов (КПТ, ДПТ), поскольку для ребят в таком возрасте важно находиться в группе сверстников.
К сожалению, волшебной таблетки в виде однозначных рекомендаций не существует, нужна кропотливая работа и с вами, и с подростком.
С уважением,
Анна Штолленверк