С чего начать поиск себя, своей любимой профессии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 30 лет. После 9 класса моя мама настояла на том, чтобы я ушла в педагогический колледж, на дошкольное отделение (поскольку я гуманитарий, точные науки мне давались с трудом и мама волновалась, как я вытяну 10/11 класс). Я же сама очень хотела поступить на юридический, но меня всячески отговаривали под предлогом «белых воротничков сейчас итак полно» и «не понравится в колледже - поступишь после него в какой хочешь институт». В колледже учиться мне нравилось: было интересно и на лекциях, и на практике с детьми, было много интересных моментов, я обрела лучших подруг - в целом, впечатления от колледжа остались тёплые. После колледжа в 19 лет меня по распределению от колледжа приняли на работу воспитателем в детском саду и параллельно в педагогический университет на вечернее отделение. В университете мне сразу не понравилось, было неинтересно, нам внушали забыть всё, чему учили в колледже, я стала понимать, что мне скучно, как-то даже тесно, а в детском саду работала неосознанно, честно говоря (потому что надо работать и всё). Я ответственно выполняла свою работу, проводила занятия, заботилась о воспитанниках, дети и их родители меня любили. Однако, внутренне уже закрадывались мысли о том, что это не совсем моё и как же выстроить мне свой профессиональный путь…Я перестала ходить в институт, оказалась на грани отчисления, за что получила строгий нагоняй от папы, а поскольку я послушная дочка, то перевелась на заочное (там стало гораздо легче учиться, но платно - все годы учёбы оплатила я себе сама). Получила высшее педагогическое образование, затем меня даже взяли на бюджет в магистратуру по тому же направлению, но я отучившись 3 месяца, бросила, потому что там мне было тошно и неинтересно, а поскольку я уже была старше, смогла противостоять замечаниям родителей о том, как важно продолжать учёбу. И вот, почти 10 лет пролетели, как мгновение, все эти годы я являлась прилежным работником дошкольного образования, поработав как в государственных, так и в частном элитном саду - из которого уволилась, потому что поняла, что выгорела так, что просто падаю с ног. Я ехала на работу и у меня просто катились слёзы…Приезжала домой никакая, ложилась, закрывала глаза, а «провалиться» в сон не могла, всю ночь просто лежала с закрытыми глазами в напряжении и утром снова на работу сквозь слёзы. Не могла расслабиться в отпуске, даже уезжая к морю были грустные и тревожные мысли о том, что после отпуска всё равно снова возвращаться на работу. Уволившись, у меня было такое истощение, что я тупо валялась на кровати и мне было лень даже сходить в душ или поесть. Кое-как, через силу, заставляла себя вернуться к активной и позитивной жизни, потому что сама по себе я энергичная оптимистка. На время становилось легче, но когда я задумывалась о том, куда же мне двигаться дальше в профессиональном плане, я опять выпадала в тревожное состояние и бессилие…Через 5 месяцев я нашла работу, которая заключалась в написании образовательно-развивающих конспектов для детей в досуговом центре, меня это на какое-то время воодушевило, но…совсем ненадолго (буквально через пару месяцев я поняла, что мне снова неинтересно, что я не детский писатель каждый день сочинять детские сказки и игры, меня на это тупо не хватает, да и соотношение требования/зарплата было плачевным)…В общем, на меня опять стало накатывать бессилие, апатия, гнев, полное непонимание, куда двигаться дальше…Я снова уволилась и вот уже полгода нахожусь без работы. Как педагог я востребована, мне поступает много предложений, но я понимаю, что настолько выгорела, что от мысли о работе в саду меня тошнит и хочется плакать. При том, что меня не раздражают дети (как некоторых моих коллег), мне интересно с ними, я всегда искренне заботилась о них, даже когда уставала…но просто я чувствую, что профессия эта не моя. Я хочу в корне поменять направление профессиональной деятельности, но даже близко не представляю, на какую. Я не понимаю, что мне интересно, что мне нравится, кем бы я хотела работать… У меня происходит много прекрасных событий в личной жизни, меня поддерживает мой любимый человек, всё хорошо, но я нахожусь в жуткой тревоге и усталости от своих метаний и неопределённости в профессиональной сфере. Тесты на профориентацию поголовно твердят мне о том, что я прирождённый педагог/психолог/врач - в общем, что мне нужно выбирать ту работу, которая связана с людьми. Я действительно очень доброжелательная, позитивная и хорошо лажу с другими. Мне также интересна психология, но для того, чтобы попробовать пойти на переподготовку, нужна работа для оплаты учёбы - а востребована я лишь в сфере педагогики, так как только там есть опыт. И в итоге я попадаю в замкнутый круг. Также есть тревога, что мне не понравится обучение на психолога и я опять буду чувствовать себя неудачницей без работы. Про поступление на юридический я уже даже не задумываюсь, считаю, что не потяну…
За те полгода, что я без работы, я поправилась на 7 кг, потому что часто нет сил и я тупо лежу и прокрастинирую в интернете, просматривая вакансии и размышляя над тем, что мне делать, прохожу разные профориентационные тесты и смотрю тренинги о предназначении в надежде, что они натолкнут меня хоть на какие-то мысли о том, кем я хочу работать. Но, увы, не помогает. Я вялая, обессиленная, озлобленная, меня пугает то, что я не могу испытывать радость всецело, потому что я всегда в напряжении из-за работы - а точнее, её отсутствия…
Я понимаю, что невозможно получить прямой совет, как сделать так, чтобы решить мою проблему, но может быть, я получу какое-то сообщение, которое поможет понять, с чего начать поиск себя в профессии… Конечно, я задумываюсь о личных консультациях, очно, но для меня это на данный момент сложновато в финансовом и моральном плане. Я очень устала от ежедневного состояния грусти, тоски, злости, ощущения бессилия и бесполезности (ругаю себя, что ничего не могу поделать, мне стыдно, что другие работают и «вывозят», а я слабачка и неудачница…)
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Татьяна, здравствуйте!
Спасибо за вопрос.
Первое, что отмечу - для освоения любой новой профессии потребуются ресурсы) Но есть бесплатные сервисы, предоставляющие курсы, программы стажировок, изучение открытых источников.
И чтобы себя найти, возможно, потребуется долгое время и не факт, что вы выберете правильно с первого раза.
А для этого нужна работа уже в ближайшее время. Попробуйте в своей же профессии отыскать альтернативные временные варианты для заработка (репетиторство, удаленная работа, проведение лекций/уроков, подготовка детей и т.п.). Каждая профессия многогранна и выгорев от одной деятельности, есть возможность воодушевиться от чего-то рядом (как было в вашем случае с написанием конспектов).
И параллельно, приступайте к поискам себя. Здорово, что вы уже многое посмотрели и что-то про себя понимаете.
Осознанный выбор профессии – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Вот вам нужно найти ответы на эти вопросы и из них сформировать список подходящий профессий, про которые вы будете изучать информацию и выберете что вам ближе. Если не подошло одно, пробовать другое.
Итак:
1. Ответ на вопрос "хочу" – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.
Что вас беспокоит в нынешней ситуации?
Первым шагом в поиске своего призвания должно стать тщательный критический самоанализ существующего положения вещей, а также событий, которые произошли давно.
Как вы используете свободное время?
То, ради чего на самом деле бьется сердце, часто становится очевидным только тогда, когда рабочее время заканчивается и вы можете заниматься своими хобби и увлечениями . Именно поэтому здесь часто можно встретить призвание. Возможно, вы используете свободные часы для рукоделия, возможно, вы занимаетесь общественной деятельностью и преуспеваете только там. До сих пор вы видели в этих вещах только способ скоротать время, но это может быть вашим истинным призванием.
Чего вы хотели и о чем мечтали в детстве?
В детстве у всех были желания и мечты о том, кем они станут позже. Это не значит классический полицейский, космонавт, ветеринар или даже принцесса. Постарайтесь вспомнить, что вас привлекало в детстве, в школьные годы. Какие предметы и задания вам нравились больше всего, а какие уроки вы бы предпочли пропустить каждый раз. Затем сравните, насколько ваша текущая работа соответствует этим выводам.
Что бы вы сделали, если бы деньги не имели значения?
Представьте, что вам больше никогда не придется иметь дело с деньгами. Как бы вы тогда провели свой день? Часто ожидания или нормы мешают нам делать то, что мы хотим. Если вы честно ответите себе, что бы вы сделали, не беспокоясь о финансах, вы станете на шаг ближе к своему призванию.
Когда вы особенно мотивированы?
Ваша текущая работа может не соответствовать вашему призванию, но у нее могут быть некоторые аспекты, соответствующие ему.
2. Что я "могу" – это все, что мне по силам, по способностям.
вам потребуется провести аудит вашей жизни, чтобы вспомнить все, что вы умели делать хорошо раньше, а сейчас про это просто забыли, все то, что у вас получается делать хорошо сейчас, не исключая ничего, даже если вам это покажется незначительным. Вспомните, чем вы в себе гордитесь, за что вас чаще всего благодарят.
3. "Надо" – это все, что нужно и востребовано обществом. В компоненте "надо" необходимо учесть не только требования рынка, но и состояние вашего здоровья, возможное влияние ближайшего окружения и т. п.
Надеюсь, по этой схеме вы приблизитесь к решению своей проблемы!
Буду рада Вашему отзыву. И если потребуется моя специализированная помощь - пишите на [email protected] или по телефону +7 (903) 430 72 33.