Муж хочет развода. Я его до сих пор люблю и не хочу расставаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 32, мужу 33, детей нет, вместе мы 10 лет. Он хочет развода, говорит, что чувства остыли. При этом говорит головой понимаю, что не разлюбил окончательно. Я его до сих пор люблю и не хочу расставаться. Одной конкретной причины нет. Он говорит, что просто понимает, что он рядом не с тем человеком, что эти отношения не доставляют радость, что хорошего помнит всё меньше. Год назад была примерно та же ситуация, но тогда он говорил ещё менее конкретно о своих недовольствах. Говорит хочу одиночества.
У меня есть слабая надежда, что причина в большой усталости, у него работа физически сложная и постоянно с людьми. От этого накапливается физическая и моральная усталость. Плюс ещё большой момент – я не работаю. Весь быт на мне, я постоянно дома, поэтому он редко бывает наедине с собой. Предложила ему такой путь: я устраиваюсь на работу, чаще бываю вне дома. Но кажется, что он уже не готов давать шанс этим отношениям. Не прикасается ко мне, не целует, сам не начинает разговор. Предлагал уехать к родителям. Но они у меня живут за 600 км. Не представляю как вот так взять, упаковать часть своей жизни и уехать так далеко от любимого человека с непонятной возможностью вернуться. Да и жить с родителями совсем не хочется. Пожить где-то рядом не могу, просто негде. Я довольно скромный, малообщительный человек и у меня нет очень близких людей. Муж говорит уеду я или ты. Думала дать ему время и уехать не на долго. Но боюсь, что если уеду, тем более так далеко, то это сожжет все мосты. Он почувствует себя полностью свободным. Ещё боюсь, что встретит другую. А в нынешнем его состоянии многие другие покажутся лучше меня. Он по жизни всегда стремился к отношениям, мало было периодов без них. Я разбита и не знаю как поступить. Уезжать не хочу, но находясь рядом с ним чувствую его безразличие
Автор вопроса: Марина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Колесник Ольга Алексеевна.
Здравствуйте, Марина,
Я очень чувствую Ваше отчаяние, даже через письмо, как будто везде плохо, куда ни иди, и хорошо было только в прошлом...
Вы пишете, что любите до сих пор, и тут, конечно, сложно отпускать большую часть жизни - 10 лет.
Это всегда больно.
Но ведь этот путь - уехать к родителям - предложил именно он. Как шанс Вашим отношениям.
Почему Вы считаете, что он не готов дать этот шанс? Как я поняла, он готов. Это Вы не готовы далеко от него уезжать. Ваше предложение его не устраивает, устраивает другое - разъехаться и пожить отдельно.
Прекрасно понимаю, как может не хотеться приезжать к родителям, просто обращаю внимание на то, как он предлагает варианты выхода из ситуации.
Единственное, мне не совсем было понятно, из каких побуждений он предложил этот вариант?
Выглядит так, будто в его жизни очень много Вас как человека, и он хотел бы отдохнуть. Раз такое было уже год назад, то за год только накопилось.
Вы не хотите с ним разлучаться, это понятно, возможно (это только гипотеза), раз у Вас нет желания возвращаться к родителям, то хорошо относился к Вам в жизни, получается, только он, и Вы очень к нему привязаны. Такая большая привязанность действительно может душить человека, создавать ощущение клетки. Его работа (как раз много работы) может быть единственной возможностью побыть с собой, а не с Вами.
Вы пишете "боюсь, что почувствует себя полностью свободным", а должен как? У меня сразу встаёт образ человека прикованного, если не цепями, то верёвками, к Вам. (Это, конечно, мой лично образ, к Вам может не иметь никакого отношения!) Но попробуйте быть честны с собой, если человека привязывают к Вам только формальные обязательства, то является ли это по-настоящему личными о ношениями?
Тем не менее, обращу Ваше внимание на то, что, раз нет детей, то даже обычная отговорка "я с тобой ради ребёнка" не работает, а значит его и впрямь что-то держит рядом с Вами. Он ведь мог бы съехать и жить отдельно. Взрослый самостоятельный человек остаётся с Вами даже когда устал: это любовь? Это привычка? Это ответственность? Это надежда на лучшее? Или просто нет возможности съехать?
Это лучше всего обсуждать именно с мужем, так как ответ знает только он.
Только прошу обратить внимание.
Ваша привязанность к мужу вовсе не плоха, как могло показаться. Я не считаю, что это плохо или неправильно. Просто конкретно у Вас в паре сложилось именно так, как сложилось, и сейчас Вы оба испытываете трудности. Я лишь пытаюсь найти причины этого, но не назначить виноватого...
Вполне возможно, что Ваш вариант с поиском работы поможет, ведь если никого больше в Вашей жизни нет, то естественно, Вы тянетесь заполнить всё своё пространство мужем.
Как будто вся Ваша жизни и Вы определяетесь только своей ролью жены.
Попробуйте сделать такое упражнение:
Напишите себе 20 ответов на вопрос "Кто я?"
Вы сейчас разбиты, и это может очень помочь собрать себя по частям снова.
Посмотрите на этот список. Что Вас, может быть, поразило при его составлении? Было ли легко? Есть ли в нём перекос в сторону какой-то одной сферы? И что бы Вы хотели туда добавить, но что пока Вам не свойственно?
Именно это последнее может и быть Вашим указателем, куда двигаться.
Марина, я понимаю, что изменения всегда страшны. Всегда. Даже если бывает очевидно, что они к лучшему, всё равно больно. Возможно, общение с другими людьми, с подругами, например, Вам бы очень помогло. Вы можете высказывать им свои чувства, гулять и при этом не присутствовать 24 часа в сутки в жизни мужа. Если друзей нет совсем, то может помочь поддержка от психолога, регулярные встречи в понимающей обстановке вполне могут помочь сами по себе, даже без психологического содержания.
Очень меня ещё зацепила фраза: "при нынешнем его состоянии многие другие покажутся лучше меня". Это я не поняла, это о чём? О Вашей низкой самооценке? О том, как сильно он от Вас устал?
Откуда такая мысль, что другие непременно покажутся лучше?
Даже если Вы уезжаете - это не рушит отношения. Всё-таки отношения - это не пространственная вещь. В то же время, если он захочет найти другую, то даже Ваше присутствие рядом ему не помешает.
Боли, конечно, много... Тяжело и непонятно, что делать. Может казаться, что никто не поможет, но поверьте, раз Вы уже написали сюда за помощью, то наверняка чувствуете, что обращение к людям может давать силы жить и справляться. Это правда так.
Надеюсь, и написанное мной упражнение Вам также покажет, куда двигаться.
Если понадобится помочь, можете обращаться ко мне. Вы справитесь точно.