Я не могу больше проживать в одном доме с родственниками.

Вопрос психологу:
Здравствуйте подскажите пожалуйста как мне быть. Я не могу больше проживать в одном доме с родственниками. Переехать мне не куда и снять я не могу. После смерти бабушки остался дом по завещанию у нас у каждого кто прописан и проживает есть доля. Но между собой не уживаемся за коммуналку я плачу с мужем. Одному нужны только пьнки и так далее. Я чувствую себя в этом доме домработница и у меня больше нет сил всё это терпеть. У меня уже нервы не в порядке я сижу просто ничего не делая меня дёргает , где то, что то не так сказали и сделали я сразу хочу заплакать. Подскажите , что мне делать. У меня ещё есть брат который находится у меня под опекой ему 17 лет. И с ним тоже бывают конфликты но они решаются. Я просто очень устала от такой жизни. Когда ездили в гости я там чувствовала себя совсем по другому и не хотелось возвращаться обратно как то тяжело было потому что знаю приедешь и всё будет как обычно ничего не изменится. Я иной раз думаю, а может лучше было бы умереть но не представляю как будет муж и брат без меня я за них только переживаю больше ни за кого.
Автор вопроса: Елена Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Гранатов Константин Сергеевич.
Здравствуйте, Елена!
Выберите время и место, где Вас никто не побеспокоит в течении хотя бы получаса. Хорошо, если Вас там не будут отвлекать посторонние звуки (если они есть, попробуйте от них отрешиться или просто использовать беруши), и хорошо найти место или время, где бы Вас не беспокоило, что могут услышать Ваш голос (в этой технике нужно будет говорить). В крайнем случае, говорить можно шепотом или про себя, но шевеля губами.
Представьте перед собой человека из вашего дома, к которому у Вас самые сильные или самые частые негативные эмоции. В зависимости от того, сидите Вы или стоите, представьте его (ее) сидящим или стоящим напротив.
Посмотрите на него. Что Вы чувствуете? Ответьте себе, какие чувства и эмоции возникают, можете даже записать их названия. Перечислите все, что чувствуете.
Теперь выскажите этому воображаемому человеку все свои претензии и недовольства, все, что хочется, в любой форме, любыми словами, не сдерживайте свои эмоции, если захочется кричать или плакать, делайте. Говорите до тех пор, пока не выговоритесь, пока нечего станет сказать.
После этого представьте, что этот человек вышел из комнаты, ушел.
Отдохните, попейте воды, постарайтесь расслабиться эффективным для Вас способом, может быть это музыка, или просто полежать, посидеть, возможно, закрыв глаза. Но не долго, минут 5 или меньше.
Теперь вспомните следующего человека. (Эту технику НЕ нужно применять для мужа или брата, только для других жильцов дома.) Повторите эту технику для следующего человека. Повторите отдых. Можно сделать для третьего, но не больше.
2. На следующую технику потребуется, возможно, около часа. Елена, постарайтесь вспомнить, какие люди (имеются ввиду посторонние, не из дома) и какое их поведение, поступки раздражают Вас больше всего. Возможно, Вы таких видели на улице или по телевизору. Представьте такого человека, его поведение и внешний вид детально. Как он двигается, как смотрит, как пахнет и т.д. Запомните его. Теперь представьте второго, тоже сильно раздражающего, чем-то другим. Например, первый - это бомж, который все время плюет на пол, второй - женщина, по-идиотски одетая, которая все время кричит на ребенка и бьет его или, наоборот, все время обнимает и "сюсюкает" с ним. В общем, то, что Вас бы бесило. Детально, как и с первым.
Итак, у вас есть два ужасных воображаемых человека. Теперь представьте, что они живут с Вами в доме. Не важно, даже если очень мало места, найдите им комнаты или углы в доме, где они живут, спят, едят. Представьте, как проходит полностью день в доме с их участием. С утра и до вечера, подробно, как они спят (возможно, храпят или шумят, мешая Вам спать),
как просыпаются и занимают санузел, когда Вам очень туда нужно, в каком состоянии ванная или туалет после их посещения, как они не опускают стульчак или не сливают воду или оставляют волосы и пену в ванной, как вы с ними ругаетесь или за ними убираете.
как они завтракают, готовя что-то неприятно пахнущее, беря Вашу посуду, как сожгли кастрюлю или сковородку, разбили чашку, едят неаккуратно, пачкая скатерть, оставили немытую посуду, да и, возможно, взяв что-то ваше из холодильника. Ну и так далее.
Как пришли с улицы, повесили грязную одежду на вашу, испачкали пол грязной обувью или вошли не разувшись в комнату, как громко смотрят телевизор или слушают музыку, разговаривают по телефону и т.д.
Вам нужно прожить с ними полностью весь этот день. Получилось? Какое было время года в Вашем воображении? Проживите еще 3 времени года с ними полностью, меняя подробности. То есть, нужно прожить так год. Вам нужно полностью прочувствовать, что они живут в квартире, представить, что это так и есть, всю эту ситуацию пережить эмоционально. Что Вы чувствуете, какие эмоции, что бы Вы делали, если бы это было действительностью?
А теперь представьте, что в один прекрасный день эти люди съехали. Вы выносите оставшиеся после них вещи, чистите и моете их "углы", где они жили. И вот Вы убрали всю их грязь и полностью все следы их жизни в квартире. Теперь можно пройтись по дому (мысленно или реально) и насладиться их отсутствием, полюбоваться, как хорошо без них. Постарайтесь наполниться этим чувством и запомнить его. Можно нарисовать для себя маленькую картинку или значек, выражающие это состояние. Побудьте в этом состоянии, "как хорошо здесь без них", как вообще теперь хорошо здесь.
3. Есть очень хорошая техника, которая помогает найти общий язык с человеком, понять, как с ним договориться.
Ее мы выполняем ТОЛЬКО ПОСЛЕ выполнения всех вышеописанных упражнений.
Сейчас мы ее попробуем. Выберите время и место, чтобы Вас ничто не отвлекало и не беспокоило, отключите телефон.
Выберите, с кем из живущих в доме родственников, в первую очередь Вам бы хотелось прийти к взаимопониманию, договориться.
Теперь, для успешного использования техники, перед началом Вам нужно убедить себя в том, что этот человек не обязан поступать так, как Вы считаете правильным и само собой разумеющимся, как Вам кажется он должен поступать или как Вам хочется. Что он имеет полное право делать то, что считает нужным, что ему хочется, и не обязан учитывать интересы и желания окружающих. Что, вполне возможно, он продолжит жить как ему нравится, и вы сможете только ответить тем же, жить, как нравится вам.
А теперь начнем. Напротив места, где Вы сидите, поставьте стул на расстоянии 1,5 - 2 метра.
Сформулируйте, какие просьбы у Вас есть к этому человеку (Да, именно просьбы, ведь Вы же уже убедили себя, что он (она) абсолютно свободен жить как ему нравится и не обязан подстраиваться.) Вы просите его сделать что-то приятное для Вас, что поможет Вам чувствовать себя более комфортно (даже если это кажется Вам его прямой обязанностью, общепринятыми нормами и т.д.).Тут можно сказать о своих чувствах, тех, что Вам не нравятся и возникающих у Вас в какой-то ситуации.
Например: "Вы знаете, Вася (или ты знаешь, Иван Петрович), меня немножко пугает, когда вы ночью стреляете из ружья под моим окном. Я никак не могу привыкнуть к такому резкому звуку и пугаюсь. Вы не могли бы временно, дней 5 или 10, пока я привыкну, отходить чуть дальше от моего окна, когда будете стрелять?
Заметьте,
1. тут нет оценки и тем более осуждения его действий,
2. тут нет взывания к здравому смыслу
3. тут нет требования полностью отказаться от его действий, а только временно и чуть-чуть их видоизменить
4. вы не говорите о своих мыслях по этому поводу, а только о чувствах, которые возникают у вас помимо вашей воли
Прикинули первую фразу? Начинаем.
Прикройте глаза, вспомните как выглядит этот человек, сделайте вдох, и на выдохе, открывая глаза, представьте его сидящим на стуле напротив.
Проверьте свои чувства. Если есть негатив, напомните себе, что перед Вами сейчас сидит человек, который может помочь вам сделать ваше прибывание в доме намного комфортнее и приятнее.
Теперь изложите ему свою просьбу. После этого встаньте, сделайте глубокий вдох, выдох и садитесь на стул, на котором представляете этого человека. Вы садитесь в его образ. Вследствие определенных механизмов работы нашей психики, бессознательной ее части (подсознания), сев "в образ человека", Вы начинаете чувствовать, воспринимать мир, как он, вы как бы временно становитесь им. Все, что вы сейчас в его образе будете чувствовать, это его чувства. Теперь посмотрите на противоположный стул, где сидела Елена (то есть вы), представьте, что она там сидит и только что изложила свою просьбу. Прислушайтесь к себе, то есть к реакции этого человека на просьбу Елены. Какие эмоции, чувства у него (то есть в данный момент у вас) возникли. И ответьте ей то, что хочется, в такой форме, как идет. Выскажите все, что хочется, когда на нее смотрите, даже если это не относится к ее просьбе.
Когда все скажете, чуток посидите, потом можно встать. Представьте перед собой чистейший водопад или просто включенный душ, сделайте вдох-выдох и станьте в него. Почувствуйте, как все чужое и ненужное уходит, смывается с Вас и из Вас, и утекает. Остаетесь только вы. Потом сделайте еще шаг вперед из водопада и можно сесть на свой первоначальный стул, где сидели в начале упражнения.
Устроил ли Вас ответ этого человека? Удивило ли вас его внутреннее состояние и чувства, возникшие в ответ на Вашу просьбу? Если ответ не устроил, Вы можете переформулировать просьбу, учитывая теперь известное Вам его внутреннее состояние и реакции, попросить снова, пересесть в его образ и прочувствовать, как он воспримет новую формулировку и что ответит. Таким образом, вы сможете выбрать такую форму просьбы, которую, как Вы почувствуете в его образе, ему захочется исполнить. Потом можете продолжить диалог, если он сказал что-то, требующее Вашего ответа.
Не забывайте делать глубокий вдох и выдох, когда пересаживаетесь со своего стула на его и ОБЯЗАТЕЛЬНО становитесь под воображаемый душ или водопад, когда возвращаетесь с его стула на свой.
Таким образом Вы конструируете вашу будущую реальную беседу, находя такую форму общения и изложения Вашей просьбы, которая максимально подходит его индивидуальности и состоянию.
А главное, вы лучше поймете этого человека, возможно, точнее увидите причины его поступков и реакций и, возможно, станете чуть ближе.
Потом можно поговорить с ним в реальности. Но не спешите, подождите день-два.
Елена, по возможности, постарайтесь сделать все как здесь описано, это повысит эффективность.
УСПЕХА!
Спасибо