Боюсь постоять за себя, не умею давать отпор обидчикам.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя беда заключается в том, что я совсем не умею постоять за себя. Я просто боюсь ответить на хамство хамством. И получается я позволяю издеваться над собой всем кому не лень это делать. Началось все в детстве. Помню когда я училась в первом классе если я кому то отвечала на меня сразу жаловались учителям или своим родителям. При этом не говоря о том что первая была не я. Естественно, мне приходилось потом выслушивать претензии от их родителей или учителей. Одна учитель мне вообще угрожала что язык отрежет. Мои родители тоже были всегда не на моей стороне. Когда им кто-то жаловался на меня папа сразу бил меня по губам, не разобравшись кто первый начал. Я же когда говорила им что меня кто-то обижает, то их ответ был один - "Ты наверно сама лезешь ко всем". Даже когда меня на перемене толкнул одноклассник и я сильно разбила лоб об стену, мои родители не стали разговаривать с ним или с его мамой. Потом в старших классах начались проблемы. Меня постоянно оскорбляли, но я молчала. Даже когда меня толкали или пинали. Боялась что будет хуже. Сейчас я понимаю как я тогда сильно ошибалась. Но ничего с этим сделать не могу. Эта проблема до сих пор со мной. Если кто-то начинает хамить мне, то я сразу теряюсь. У меня словно блокируются голосовые связки, начинается сильный тремор, повышенное сердцебиение, а ответить уверенно не получается. Появляется страх что если я отвечу меня могут избить, а я физически слабее и не справлюсь. Ведь я никогда не занималась спортом, даже физкультурой в школе из-за больных почек. Что я от удара могу умереть или стать инвалидом. Не знаю как избавиться от этого страха. Помогите пожалуйста. Ольга
Автор вопроса: Ольга Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Багумян Карине Вардановна.
Здравствуйте, уважаемая Ольга. Понимаю, как Вам тяжело дается общение в социуме, где действительно есть люди, которые неуважительно относятся, хамят, проявляют явную или скрытую агрессию. Но, к сожалению, хотим ли мы этого или нет, таков наш мир, в нем живут разные люди. Поэтому человеку необходимо учиться защищать свои границы. И учить этому должны прежде всего родители и в первую очередь своим отношением и уважением к границам ребенка. Родители - это зеркало, в глазах которых ребенок воспринимает себя. И если это зеркало кривит, то и образ себя у ребенка складывается искаженный. Каждую Вашу попытку защитить свои границы и родители, и учителя отражали как плохое поведение. Ведь послушайте свое выражение: не хочу отвечать хамством на хамство. Вам и не нужно отвечать хамством на хамство. Проблема как раз в том, что Вам все детство внушали, что отстаивать границы - это хамство. Ничего подобного. Иметь собственные границы и защищать их – это здоровое состояние личности. А не иметь границы и не уметь их защищать – это уже проблема. Вы же не будете считать приличной страну, которая не защищает свои границы. И конечно не удивляетесь, если Вам не позволяют без разрешения въезжать в чужую страну. Но ведь личность каждого человека ценна. И никто не имеет права издеваться, унижать, делать больно или использовать другого человека. И если такие находятся, надо себя защищать. Другое дело, что надо выбирать правильные методы. Очень важно уметь говорить о своих границах, выражать свое недовольство или несогласие. Учительница угрожала отрезать язык, папа бил по губам. Этим они как бы запретили Вам говорить. Этот запрет сидит в Вас на физиологическом уровне и Вы до сих пор следуете этому запрету. Точнее Ваш внутренний ребенок. Но Вы уже давно взрослая и можете сами себе разрешить говорить. Работа с психологом может помочь Вам приобрести навыки защиты границ, развить навыки общения, преодолеть страх вербального выражения своих чувств, своего отношения, требований или просьб. А научиться этому никогда не поздно.
Всего Вам доброго.