Моя дочь боится, не умеет и не хочет общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя дочь Эвелина очень замкнутый и не общительный человек. На сегодняшний день ей 22 года. У нее нет ни одной подруги, нет друга. На работе (она работает на складе канцелярской продукции наборщиком, собирает заказы для магазинов) почти не общается с коллегами, только по крайней необходимости. Такая замкнутая была всегда, начиная с детского сада. Когда пришло время готовиться к школе, я водила ее к психологу в социальный центр. Лично у меня ее замкнутость и необщительность в то время не вызывала тревог. Причин не тревожиться было много. Ребенком она родилась болезненным, были серьезные проблемы с внутричерепным давлением, была на учёте у невролога, к 5 годам с учёта сняли, написал врач, что здорова, на основании полного обследования. Так же меня не беспокоила ее замкнутость и не общительность потому что её отец был не особо общительный, очень трудно было вести любой диалог с ним, всегда получался монолог, он хороший слушатель в любой компании, но что то рассказать сам или поддержать разговор ни когда не умел. Так же я сама будучи девочкой и подростком была немного замкнутой и очень стеснительной. В общем я лично считала её вполне нормальной маленькой девочкой, а то, что она поздно начала ходить (к 2 годам), разговаривать предложениями она стала только к 4 годам я это списывала на болезнь детства - высокое внутричерепное давление. В начальных классах школы в первые дни появилась проблема, Эвелина отказалась выходить из класса в время перемен, обедов, прогулок. Поскольку в классе около 30 детей, то учитель должна следить за всеми и оставить одного ребенка в кабинете, а с остальными уйти в столовую или спортзал она не могла, начался конфликт. Однако на помощь пришёл школьный психолог и через неделю проблема была решена. Все 4 года начальной школы у Эвелины прошли как по маслу в отношениях учитель-ученик. Учитель очень хорошо отзывалась о моей дочке как о человеке и ученице. С одноклассниками были небольшие проблемы типа обзывают, но серьезного ни чего не было, в общем то и друзей-подруг тоже не было. Об учебе могу сказать, что она твердая троечница. Отлично рисует, хорошо соображает по математике. Проблемы с концентрацией внимания, путала местами буквы, переворачивала написание букв, цифр, медлительность, всё это она осознавала и считала себя глупой из за этого, предпочитала молчать, чем сказать и ошибиться или предпочитала не написать классную работу, чем написать с ошибками или не успеть записать вместе с другими. Учитель начальных классов очень хороший педагог, понимая, что Эвелина может, понимает, знает, умеет, но слегка тупит и ее необходимо подбодрить и направить, находила к ней подход . Затем после окончания начальной школы начались проблемы. Эвелина резко стала не успевать в учебе. Новый классный руководитель отстранила ее от занятий и направила на врачебно психологическую комиссию, написала ей ужасную характеристику в которой описала ее как умственно отсталую, мы с мужем настояли, чтобы характеристику переписали, так как в соответствии с этой характеристикой дочка была просто умственно отсталый монстр. А дело было в том, что она немного не успевала за классом и боясь этого отказывалась вообще что либо делать. Дети часто очень злые, по этому в дополнение к учителю ещё и они смеялись над ней. В общем мы прошли эту комиссию на которую ее направили и мы перевели ее в другую школу в класс ЗПР. (Задержка психического развития). С них в таком классе многое не требуют, основное это русский язык, литература, математика. Параллельно она училась на художественном отделении в школе искусств, закончила с отличием, затем после школы закончила училище по профессии художник оформитель. Друзей и подруг у нее практически не было, девочки дружили с ней, но она не стремилась поддерживать с ними отношения. После начальной школы стало очень заметно то, что она не хочет общаться с людьми, что она просто боится общения, боится опозориться тем, что не правильно что то скажет или сделает, что будут смеяться. В тот период когда она пошла учиться в класс ЗПР мы с мужем возобновили обследование у невролога, выяснилось, что диагноз здорова, который ей поставил детский невролог в поликлинике не совсем соответствовал, были проблемы которые мешали ей успевать за другими учениками в классе, проблемы решаемые медикаментозно. Мы стали водить ее ежемесячно к одному из лучших неврологов нашего города, она назначала лечение, наблюдала за ней и в общем не видела больших проблем. Замкнутость Эвелины врач объясняла скорее характером, чем заболеванием. Одновременно водили дочку к психологам, к социальным и однажды попробовали к платному психологу профессору педагогического университета. Платный психолог после первого сеанса, в самом начале второго сеанса сказала, что у Эвелины проблем нет, а вся проблема во мне, я не поняла ее. Было предложено не дочку к ней водить, а мне ходить к психологу. Я не ходила более к ней, да и дочка отказалась. В общем все это начало. Сейчас дочке 22 года, она замкнутая, без друзей. Сидит на выходных целыми днями в телефоне, читает Мангу (комиксы). Взяли мы с мужем ее с собой новый год встречать в гости где все для нее были не знакомые, она просидела в гостях на диване с телефоном в руках читая Мангу. А все пели песни, играли в Крокодила, участвовали в конкурсах. В итоге о ней сложилось впечатление что она больна аутизмом о чем меня открыто спросили так ли это. Я ей много раз когда она стала совершеннолетней предлагала сходить к психологу, она наотрез отказывается, считает, что это бесполезно и я понимаю почему, нам однажды попался психолог, с которой Эвелина не стала разговаривать и мне потом этот специалист сказала, что место моей дочки в психбольнице, только по тому, что она не смогла ее вывести на диалог. Однако время идёт, а Эвелина не меняется, она все такая же замкнутая. Меня как мать пугает то, что в определенное время она останется совсем одна, это ужасно. У нее ни разу не было секса, она боится поцелуев с парнем. Был парень не долго, пока не захотел ее поцеловать, она сразу перестала с ним общаться, она мне это рассказала, а сама ревела, он даже сказал, что не будет больше целоваться, давай просто общаться по телефону, она отказалась. Как правильно поступить мне, оставить ее в покое, пусть будет такой как есть. Или может как то ухитриться к психологу заманить? Как она сама эту ситуацию видит: ей с одной стороны скучно вроде как быть одной и большую часть времени в телефоне проводить, а с другой стороны она особо ни куда не хочет ей и так хорошо. Что делать? Я очень за нее переживаю, боюсь, что в итоге она станет сумасшедшая. У ее бабушки по линии отца деменция, которая началась довольно рано и ещё у кого-то из женщин по их линии проблемы психического здоровья. А тот образ жизни который ведёт моя дочь может привести к большим проблемам с психикой. Что делать, в каком направлении двигаться?
Автор вопроса: Арина Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Зеркаль Ольга Андреевна.
Здравствуйте, Арина. Искренне благодарю Вас за доверие и обращение с таким деликатным вопросом. Прежде всего, хочу Вас поддержать как мама: у меня тоже дочь-подросток, и я понимаю Ваши чаяния и тревогу за судьбу собственного чада.
Прежде всего каждый родитель должен понимать, что понятие "нормы" диктуется, прежде всего, обществом и окружением. Каждый человек индивидуален и рождается со своим типом психической энергии, которая формирует темперамент, а уже темперамент формирует тип реагирования, то есть характер. Судя по Вашим описания поведения дочери - это ярко выраженный эпилептоид.
Эпилептоид - это психотип личности, при котором личности характерно жить замедленном режиме, они, как правило, делают все тщательно и скрупулёзно, "заморачиваются" над деталями и нюансами, им характерна конкретность мышления; у эпилептоидов мир имеет четкую структуру: он либо "паралелен", либо "перпендикулярен"; эпилептоиды неразговорчивы, нескладны, мало что объясняют и трудно доносят свои мысли. Общение с таким человеком будет эффективным, если приводить ему стройку и аргументированно. систему доказательств.
Такие личности не будут делать из принципа "надо" или "все так делают", им нужно видеть "свой" интерес и логику (думаю, именно поэтому, Ваша дочь не хочет посещать психолога).
При воспитании и взаимодействии с такими детками и подростками, важно отмечать их усидчивость, скрупулёзность, сосредоточение на деталях, стремление к перфекционизму (в своем ритме).
То, что для окружающих может видеться как "торможение", для самого ребенка в этом кроется значимость и ориентация некачественный результат. Естественно, что при 30 детях в классе, и при подходе к воспитанию того времени, учителя не могли и, возможно, не хотели увидеть эти особенности психики девочки, так как ориентация в классе идет всегда на детей с высоким и родним темпом реагирования.
Именно темп реагирования, плюс ментальные особенности, привели к тому, что она стала в числе отстающих, ну а прессинг общества в виде агрессии и насмешек детей, плюс равнодушия учителей, насадили в ней осознаний того, что она "отстающая".
Поскольку большинство эпилептоидов - это перфекционисты, которые стараются сделать свою работу идеально (пусть и медленно), очень важно сосредоточить свое внимание на КАЧЕСТВЕ, а не на СКОРОСТИ выполнения заданий. В школе все было наоборот, и учитель обесценил старания девочки и не смог разглядеть в этом плюсов Плюс, насмешки одноклассников. Это сформировала страх ошибки, за которым крылась очень сильная эмоциональная боль ребенка. С этим ей нужно было как-то справляться и обходиться, чтобы "выжить" в буквальном смысле. На помощь пришла стратегия избегания, как компенсаторная функция психики и организма.
Похоже, что эта стратегия стала ведущей в поведенческой модели Эвелины. Однажды она спасла ее от нестерпимой детской, а потом и подростковой боли, помогает ей и сейчас как-то обходиться с этим миров. По-другому Эвелина не умеет, а, если пробует, то терпит неудачу, что подкрепляет ее убежденность в собственной "ненормальности".
В связи с тем, что девушку, скорее всего, окружают люди другого психо-эмоционального склада (за исключением отца) - это гипертимы (общительный психотип), мотивы (чувственно-эмоциональный психотип), поведенческие стратегии которых нацелены на общение, коммуникацию, построение прочных социальных связей, они не интересны Вашей дочери, как собеседники, поэтому, когда все поют и играют в "Крокодила" - это не история Эвелины.
Но есть замечательная вещь в вашем рассказе: ДЕВОЧКА УВЛЕКАЕТСЯ РИСОВАНИЕМ! Более того, результативна и успешна в этом деле! И именно активность в этой сфере деятельности, показательные и закрепленные успехи могут стать положительным психологическим подкреплением для девушки. У любого искусства, в том числе, изобразительного есть терапевтические функции.
Не зря сейчас очень популярны эффективные техники АРТ-психологии, где через рисунок психологи получают доступ к бессознательному и им удается "разговорить" клиента через картины на бумаге, песке и т.п.
Думаю, именно такой вид психотерапии будет полезен, эффективен и интересен Эвелине, так как "говорить" - это нее, в с илу особенности ее личности.
Дополнительно, если Эвелина продолжит заниматься на каки-нибудь дополнительных курсах по изобразительному искусству, либо рисованию методом компьютерной графики, комикс-графике (ведь ей нравятся комиксы), это поможет ей раскрыться, самовыразиться, снять внутреннее напряжение, выливая его красками на холст.
Как помочь ей прийти к этому?
Я так понимаю, что сейчас Эвелина находится в близком контакте только с Вами, как мамой, и, соответственно доверяет Вам. Постарайтесь отделить часть себя и представить для Эвелины в качестве подруги. Пригласите ее пойти вместе на пробные уроки по рисованию, либо подарите ей абонемент в художественную школу или курс по рисованию.
Сходите на сессию к арт-психологу вместе. Не говорите, что это сессия с психотерапевтом, скажите, что это творческое занятие по психологической разгрузке и релаксации. Пусть она пробует двигаться в этом направлении с Вами (пока). Потом, оказавшись в родной и любимой для нее среде, когда она одно за другим получит положительные подкрепления в том, что она молодец, одна из лучших, возможно, Вы деликатно отойдете в сторону.
Погрузившись в сферу своей пассии, она невольно будет общаться с себе подобными на равных, - отсюда придет опыт положительного общения и приятной коммуникации, и осознание того - что общение - это не только боль и неприязнь. Подобным образом сама собой сложится и личная жизнь с "однодумцем" или "соратником по цеху".
Посмотрите вместе ролики или фильмы про графических дизайнеров, художественных графиков, мультипликаторов, комикс-художников. Погрузите ее в мир, где она "своя", где ей хорошо. Пусть она перенесет фокус внимания со скучной деятельности на складе на творчество и найдет перспективы там.
В конце концов, даже людям с серьезными ментальными расстройствами удавалось стать состоятельными, знаменитыми и счастливыми, потому что они начали заниматься делом, в котором у них был результат:
- Том Круз с детства страдает от дислексии, заболевания, которое мешает человеку освоить чтение и письмо.
- Джессика Альба в юности часто болела и пропускала уроки, за ней надолго закрепилось прозвище "тупица".
- Константин Циолковский отчислен из гимназии как умственно отсталый.
- Владимир Маяковский страдал дислексией - читать умел, но осилить грамотное письмо так и не смог.
- Томас Эдисон после 4 месяцев обучения его матери рекомендовали забрать ребёнка из школы как умственно отсталого.
Поддержите Вашего ребенка, все не так плохо. А, главное, надежда есть! И не просто надежда, а перспектива успешного развития Эвелины как личности и творческого человека!
Удачи Вам, как маме, и вдохновения Эвелине.
С уважением, Ольга Зеркаль