Мама унижает и подкалывает, я чувствую вину, что отвечала ей колко.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Дело в том, что у меня сложные отношения с мамой. Мы часто ссоримся.
У моей мамы была сложная жизнь сколько себя помню, депрессия, неудачный брак, отец выпивал и сейчас огорчает своим поведением. Она и сама сказала мне, что не знает, чем ей гордиться: ни мужем, ни детьми. У меня есть сестра и брат погодки. Всю жизнь мы жили в съемных квартирах (3 переезда). Я окончила вуз в передовом университете России, моя сестра тоже оканчивает в отличном вузе. Почти год я искала работу, сейчас появилась перспектива хорошей работы. Все это время я ни чем не занималась, потратила время впустую, хотя планировала поступать в магистратуру, к сожалению, не успела.
Моя мама переживает, что я не хозяйственная, ничего не умею делать по дому и не справлюсь с бытом, когда выйду замуж, и что по этой причине будут упрекать ее, что ее дочь такая неумеха.
Мама унижает меня, не считает, что должна проявлять ко мне уважение. Я взрослый человек, она часто задевает мое достоинство. Может даже при других обидно сказать «в шутку», что я чего-то не умею, ленюсь, делаю что-то ужасно. А я вспыльчивая и могу ответить больно, о чем всегда жалею. И чувствую свою вину в том, что мама несчастна, что не может гордиться мной, что я не искусная поломойка, какой она хочет меня видеть. И мне жаль, что ее жизнь так несчастно сложилась. Я выросла в подавленном состоянии, с ощущением, что вот-вот может случиться плохое, всегда боялась радоваться. Я хочу сделать маму счастливой, но она очень плохо думает о нас. Она считает, что мы ее не уважаем, пренебрегаем ей и не верит нашим словам, что это не так. Говорит, все это очевидно. Хотя, говоря лично за себя, все мои колкие ответы лишь самозащита, но она не понимает этого. С детства в нашей семье не принято было говорить слова любви. Сейчас мы с сестрой и братом стесняемся проявлять эмоции, мне очень стыдно и неловко говорить «люблю тебя», и я удивляюсь, как другие так легко говорят это своим матерям. Моя мама редко поддерживала меня, редко говорила слова любви.
Я очень люблю свою семью и боюсь всю жизнь жалеть о том, что мама так и прожила грустную жизнь, считая, что к ней так плохо все относились. И чувствую себя виноватой, хотя понимаю, что не все зависит от меня, но моя вина в этом тоже есть. Я очень жалею, что отвечала ей колко. Не могу найти покоя из-за всего этого.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гусева Ольга Владимировна.
Анна,доброго вам дня!
Пока я читала ваше обращение,я, честно говоря, поразилась,насколько вы сильны духом и несломленны, проживая в такой гнетущей атмосферы материнского отрицания. Вы отвечаете на ее колкости,да,это ваша защитная реакция,как вы и написали,и это абсолютно нормально. Вы защищаете свои личные границы, как и любое живое существо на этой планете. Границы посягательств на ваше внутреннее Я. Если бы вы не были целостной личностью, и у вас были бы какие-то внутренние конфликты, вы бы позволяли ей унижать вас без ответа с вашей стороны, и сами бы незаметно для себя перешли в состояние жертвы. Поэтому я поддерживаю вас в том,что вы защищались при "нападении", не вините себя в этом. Маму вы изменить,конечно,не в силах. Только от ее желания все зависит. Когда человек приходит в терапию для разрешения какой-либо ситуации, выход один - изменить свое отношение к этой ситуации. Так же и вы - вы можете начать пробовать делать небольшие шаги в сторону изменения отношения к вашей маме. Вы писали,что в вашей семье не принято было говорить слова "Я люблю тебя". Скорее всего,и в семье вашей мамы не было принято говорить этих слов, показывать привязанность. Поэтому она просто не умеет передать это своим детям, мешает внутренний барьер. Но дети появляются в семье не только для того,чтобы их научили - во многом они сами учителя своим родителям, хотя многие родители этого и не осознают,что,конечно, печалит. Сейчас вам стыдно и неловко говорить "я люблю тебя" родным, но я рекомендую вам начать именно с этого. Когда стыдно и неловко,когда не хочется говорить, значит, это то,что нужно в данный момент. Принцип,как бы,от обратного. Сначала будет неловко,но вы втянетесь. И вот эти простые три слова, которые будут говориться от души и искренне, возможно, будут являться началом налаживания ваших с мамой отношений.И отношений с братом и сестрой. Она вам колкость,а вы ей - теплую улыбку и признание в любви. Возможно, что она будет шокирована, она будет думать,что вы не искренны, потому что не привыкла к такому. Но это дело времени. Если подключатся еще и ваши брат и сестра, было бы вообще идеально. Такая семейная терапия любовью. Очень мне хотелось бы надеяться,что такие шаги помогут вашей маме осознать,наконец,что она не несчастная жертва в неудачном браке,а счастливая обладательница трех прекрасных любящих детей.
С наилучшими пожеланиями.