Очень стыдно, что когда мне было 15 лет, я ударила маму.

Вопрос психологу:
Мне сейчас 21 год. Вроде всё хорошо. Живу, работаю, развиваюсь. Но в подростковые годы я была трудным ребёнком. Я жила с бабушкой и дедом а мама уехала в другой город на заработки. Отец бросил нас и не общался. Бабушка меня била и была токсичным человеком как и дед. Маме было всё равно когда меня били, она считала это за дело. А её любила. И вот в 15 лет я к ней переехала. Она на меня ругалась, чтобы я делала уроки, ходила в школу, а я не хотела, мне было тяжело в новом коллективе, и морально плохо в то время. И она меня что-то так выбесила, что я дала несколько сильно несколько пощёчин и подзатыльник. Она была сильнее меня, но сдачи не дала и плакала. Потом я и она забыли об этом, хотя она говорила потом, мол больше я ей не дочь и разве так можно?
Ну все забылось, отношения наладились. А мне попалась новость неделю назад, где внук избил бабушку. И я расплакалась. Ведь так делала я с мамой. Прочитала комментарии и приняла их на себя. Я всю неделю плачу из-за этого и считаю себя ужасным человеком. Прошлое уже не исправить. Пытаюсь себя оправдать тем, что я была ребёнком. А в 15 лет я посчитала это справедливым. Ведь в раннем детстве мама на меня кричала, обзывала матом. Я даже это помню, хотя мне был год или меньше. А со временем я её оправдала за это, что с неё мол взять, она бедная одинокая женщина, да и не надо насилием отвечать на насилие. Но тогда я того не понимала... Вот как вы думаете, есть мне прощение за это? Мама-то обиду не держит, как-то вскользь я это упоминала, сказала, что я была глупой очень и она тоже сказала, мол: "да уж, дурёхой ты была конкретно". А перед собой мне стыдно, не маленькая ведь была, на фото девушка взрослая в то время. Всегда у меня будет такое чувство вины?
Автор вопроса: maria Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Марогло Юлия Захаровна.
Здравствуйте, Мария!
Читаю я Ваше письмо и Ваши переживания и вижу одного созревшего человека, который живет, работает, успешно развивается, справляется с жизнью. Я вижу человека, у которого было трудное детство, но это не озлобило его и он все равно сохранил свое доброе сердце.
Когда рождается маленький человечек, он нуждается в безусловной любви, которая бы гарантировала его безопасность и выживание в этом мире, а так же в адекватном воспитании и ориентирах. Кто-то должен показывать и учить ребенка как надо реагировать в той или иной ситуации. С отцом у Вас не сложилось. Матери Вашей пришлось оставить Вас бабушке с дедушкой. Там, насколько я понимаю, к Вам не прислушивались, не понимали Ваших потребностей и “воспитывали “ как умели - токсично. Мама Вас не защищала от них, хотя в природе именно мама готова жизнь отдать за своих детишек, когда кто-то на них нападает. А Вы все равно ее любили. Вы все равно сохранили в серце любовь и нежность. Когда Вы переехали к ней, Вам уже было 15 лет. Много лет Вашего детства были упущены . Вы в тот момент находились в трудном периоде - не только сложный возраст, неустойчивая психика подростка, но еще и переезд, новое место, новая школа, новый коллектив, в который надо вписаться…много стресса, оттуда вытекали Ваши проблемы с учебой, нежелание ходить в школу…но Вы опять остались непонятой. Вам нужна была эмоциональная близость и теплота, а на Вас наседали и давили ходить в школу и учиться , даже , предполагаю, не попытавшись спросить Вас в чем дело, как Вы себя чувствуете, разгадать истинную причину Вашего поведения.
Большинство людей из-за непонимания как развивается и функционирует человеческий мозг, как образуются невронные связи, как происходит миелинизация ( постепенная изоляция нервных волокон миелином) нервов ,что с ним происходит в момент полового созревания под влиянием гормональной бури, ошибочно принимают уже довольно-таки взрослого ( внешне) выглядещего молодого человека за психически зрелого человека. Соответственно и ожидания от него тоже как от взрослого. А этот человек еще не взрослый, но уже и не ребенок . Ряд исследований , включая ЯМР и другие современные технологии доказывают, что мозг человека даже в среде любви , адекватной заботы созревает к 21-25 годам. Т.е в 15 лет Вы были еще ребенком, которому, к тому же, не показали как отстаивать свои границы социально приемлемым способом. Вам показали только , что можно бить. Ребенок так и отреагировал, как ему показывали. Он защищался. Ему было плохо в тот момент.
Пожалейте себя! Как же Вам было плохо, чтоб Вы так отреагировали! Тогда Вы не могли иначе. Самое хорошее, что СЕЙЧАС Вы понимаете, что можно и по другому. Ведь есль люди, которые и в 50 лет не умеют реагировать по другому. А Вы можете. Ваши слова - понимаю, что не надо насилием отвечать на насилие… Так же Вы стараетесь понять поведение Вашей мамы по отношению к Вам, хотя Вы все еще не мама ( часто мы понимаем наших матерей после того, как попадем в их ситуацию ). Вы не обвиняете ее инфальтильно за все ошибки в Вашей жизни! Это не каждый взрослый сумеет!
А теперь я попрошу Вас нарисовать один континуум и с правой стороны описать качества прекрасных людей, а с левой стороны- качества ужасных людей.
Потом можем обсудить результаты.
Успехов Вам!