Как избавиться от причин конфликтов с отцом или хотя бы свести их к минимуму?

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня зовут Валерий и мне 21 год. Семья у меня полноценная, есть отец, мать и младший брат, однако собственную семью пока не построил и живу отдельно. В целом у нас всë хорошо, но существует одно "но", из-за чего я обратился за советом. Периодически у меня с отцом случаются конфликты, причем порой просто на ровном месте, что всегда застаëт врасплох. Дело в том, что отец крайне остро реагирует на различного рода высказывания, которые отличаются от его точкой зрения, в последствии чего в нашей семье принято крайне аккуратно подбирать слова, даже если порой приходиться приврать для этого. По крайней мере, это позиция моей мамы, которая уже давно смирилась с характером своего супруга, что меня крайне расстраивает. Суть же в столь резкой и негативной смены настроения отца заключается в том, что он крайне серьезно относится к каждому слову окружающих, будь то даже безобидная шутка, звучащая как абсурд и не несущая в себе ничего негативного. Это вызывает как минимум ворчание и поправку собеседника со стороны папы, а как максимум яростные высказывания, подкрепленные крепким матом и налитыми кровью глазами. Особенно обостряется восприятие подобного под влиянием алкоголя, что не раз выступал источником конфликтов и даже драк с его знакомыми и друзьями, которых с годами становилось всë меньше. Порой мне кажется, что однажды и мы с ним вступим в рукопашный бой, но до такого ещë никогда не доходило (надеюсь, и не дойдëт). Сам же я человек совершенно не конфликтный и, чего уж таить, по своей природе уважительный, добродушный и чересчур скромен с незнакомыми людьми, иногда мне не хватает настойчивости и наглости, а потому я практически никогда не иду на конфликт осознанно. Впрочем, я стараюсь придерживаться позитива и всегда иду нога в ногу с юмором и самоиронией, что является нашей с папой общей чертой характера. Но... именно тут и возникает противоречие, потому как отец может спокойно шутить про всю нашу семью, причем иногда пошло или с матами, но стоит кому-то в аналогичной ситуации пошутить точно так же про него, бросить недовольный взгляд в ответ на его замечание или начать высказывать свою точку зрения, которая отличается, как тут же начинается ссора, дальнейшие обиды и дни игнорирования друг друга, пока кто-нибудь не извиниться (чаще всего мы, дети, или мама). Причем ты вроде как прекрасно осведомлен о данной особенности папы, общаешься с ним, проводишь время, улыбаешься с его шуток или вы оба смеëтесь над чем-то общим, иногда над ним, что удивительно, но в какой-то момент сам того не замечая переходишь ту тонкую грань, которая заканчивается там, о чем шутить нельзя. И я всë никак не могу нащупать эту самую грань, чтобы обозначить еë и никогда не переступать, но периодически это случайно и происходит, навлекая конфликт, при том, что я никогда не шутил на какие-либо серьезные темы, будь то семья, религия, индивидуальные взгляды или моральные нормы. Мама же после упрекает и советует вообще ни о чем не шутить с отцом, никак не пререкаться с ним и во всëм соглашаться, что для меня не самая привлекательная перспектива, поскольку у каждого существует свой взгляд на ту или иную вещь и это нормально, что мнения могут различаться. Отец же, похоже, так не считает, но спустя короткое время быстро "остывает", приходит в норму и общается со всеми так, будто бы ничего плохого и не происходило, однако все остальные члены нашей семью до сих пор чувствуют ту боль в сердце, что наносят его грубые слова. Я не знаю, в чем причины данного поведения. Знаю лишь то, что в прошлом он рос без отца, который ужасно любил выпивать, избивать свою жену (мою бабушку), отчего та на руках с младенцем убегала и пряталась от него, пока мой дедушка не уснëт под влиянием алкоголя. В конечном счете он застрелился, когда моему отцу было полтора-два года. Далее в школьные времена папа всегда был хулиганом и спортсменом, а в молодости любил помериться силами и часто вступал в драки. Остальная информация мне не ведома, однако сейчас мой отец очень сильно любит свою мать и относиться к ней с уважением, стараясь при возможности помогать ей. Буду очень признателен, если уважаемые психологи уделять время данному обращению, смогут проанализировать причины всего этого и дать любые советы для исправления ситуации, ведь в конечном счете мы все любим его. Полностью готов к сотрудничеству.
Автор вопроса: Валерий Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Иванова Надежда Сергеевна.
Валерий, здравствуйте!
Спасибо за то, что поделились своей проблемой. Запомните, вы никого поменять не можете, как бы вы этого не хотели. Для изменений ваш отец должен сам осознать проблему и захотеть её исправить. Вы ничем не можете помочь. Всё что вы можете сделать, это поработать над своим отношением к таким ситуациям.
Мы говорим о вас. У вас есть несколько вариантов, вы можете перестать общаться со своим отцом, вы можете научиться иначе относиться к происходящему, или оставить всё как есть.
Я думаю, что совсем не общаться для вас не вариант. То, как есть, вас не устраивает. Поэтому остаётся вариант – иначе к этому относиться. Примите тот факт, что ваш отец взрослый человек со своими взглядами. Попробуйте проанализировать поведение вашего отца, найдите объяснение его обид, его фраз, его поступков, посмотрите на всё его глазами. Попробуйте разобрать ситуации, которые уже произошли, что вы сказали, как могли сказать иначе, что могло измениться.
«Мама же после упрекает и советует вообще ни о чем не шутить с отцом, никак не пререкаться с ним и во всëм соглашаться, что для меня не самая привлекательная перспектива, поскольку у каждого существует свой взгляд на ту или иную вещь и это нормально, что мнения могут различаться», - а какие у вас есть варианты? Либо не спорить, либо ругаться. Выбор невелик.
Посмотрите на эту ситуацию ещё под таким углом – что для вас значит выиграть спор? Может ли это быть желание самоутвердиться?
Вы можете попробовать разобрать все ситуации глубже, чем делали до этого. У вашего отца были свои трудности, преодолевая их, он стал тем, кто он есть. Наслаждайтесь общением с ним, учитесь у него, будьте ему благодарны.
Удачи вам!
С уважением, Надежда.