Я порезала себя от безысходности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 18 лет, друзей нет (но меня это не беспокоит), с семьей отношения хорошие, но в последнее время как будто не очень (именно из-за меня и моего поведения).
Я часто чувствую себя лишней. Везде, в кругу однокурсников или даже семьи. Не сильно, а просто проскакивает мысль, что я лишняя. Совершенно необоснованно, потому что я осознаю, что я часть семьи, меня любят, но все равно чувство, будто мне здесь не место.
Обычно я занимаю себя чем-то, отвлекаюсь, лишь бы не думать. Но в последнее время не получается это сделать, потому что вещи, которые раньше приносили радость уже не вызывают интереса.
Именно последнюю неделю все в жизни пошло наперекосяк. Чувство, что я лишняя, обострилось из-за мелкого замечания от моей сестры.
Дело в том, что я некоторое время хотела переехать к ней в другой город, и приехала на неделю, чтобы она показала город. Погостить пришёл ее бывший муж, и она с их сыном и мужем общались, но я не смогла и полностью закрылась, так как не знаю как вести себя в окружении посторонних людей. И из-за этого моя сестра назвала меня невоспитанной. После этого я будто бы потеряла смысл жить.
Я хотела жить в этом городе и вроде уже решилась, но я почувствовала, что буду мешать ей и её сыну. В то же время я не хотела возвращаться в свой город и жить с родителями.
После того, как они ушли, я взяла нож и закрылась в ванной. Начала резать запястье, предплечье. Знаю, что это очень глупо, но почему-то в тот момент мне это было нужно. Я бы не сказала, что почувствовала облегчение, скорее я просто отвлеклась.
Я была все дни в подавленном настроении, все время хотелось плакать. Все время в голове были мысли о том, что будет, если я умру.
Когда мы прилетели вместе в мой город, сестра рассказала родителям про университет, в который я собираюсь поступать. И он очень дорогой, а финансовое состояние семьи не лучшее. Я почувствовала себя бременем (и до этого были такие мысли).
Я закрылась в комнате. У меня мысли метались в голове разные: что я обуза, слишком расточительная, эгоистичная, никчемная, грубиянка. Также что если перееду к сестре, то буду мешать; что родители старые и когда они умрут, я буду жалеть о том, что не осталась с ними. Я подумала об их смерти и мне не захотелось это все проживать, я как будто осталась без выхода. Я как будто испортила свою жизнь окончательно и у меня нет второй попытки.
Я взяла лезвие и решилась резать вену. Сделала ещё несколько порезов, один глубокий и мне стало плохо от вида этого пореза и я не дошла до вены. Я знаю, что я не хочу умирать, но зачем-то я делаю все это.
Теперь я пытаюсь максимально скрыть этот порез от семьи, но сейчас лето и жарко ходить в одежде в длинными рукавами. Я не мылась несколько дней, чувствую, будто нет смысла в этом.
Моя семья была очень обеспокоена моим подавленным состоянием, мой папа даже заплакал. Моя сестра извинилась передо мной сегодня и мне даже стало лучше и я стала веселее, но меня не покидает чувство, что все испорчено, чувство безвыходности. Такое чувство, будто она выдавливает из себя хорошее отношение ко мне, чтобы я опять не чувствовала себя подавленно.
Я хочу рассказать сестре о своём состоянии, но у меня паранойя, что она чувствует то же самое или ей даже хуже морально (мне уже долгое время кажется, что она в депрессии; и по ее высказываниям кажется) и поэтому не хочу усугублять ситуацию.
Сейчас не знаю, что делать.
Автор вопроса: Сона Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Малых Светлана Олеговна.
Здравствуйте, автор!
Причина самоповреждающего поведения в том, что негативные эмоции не были выражены своевременно. А любая эмоция должна быть выражена (предварительно осознана и принята Вами) пока не накопилось напряжение. Вы не "...усугубите ситуацию..." таким образом, а вот накопившееся напряжение, наоборот, будет являться источником недопонимания в отношениях с людьми. Выражаются эмоции адекватно (сразу, полно, с уважением, четко, честно).
Хорошо, что Вы описали ситуацию про застенчивость, давайте ее разберём. Вам предстояло общение с бывшим мужем сестры. Вы подумали: "не знаю как себя вести в окружении посторонних людей". У Вас возникла какая-то эмоция, может быть это страх оступиться, получить негативную оценку или др. Это привело к тому, что Вы "закрылись". Далее сестра назвала Вас "невоспитанной". За этим последовали Ваши мысли "в чем смысл жить". Вы почувствовали обиду, стыд, вину, злость или что-то ещё, возникло ощущение недооцененности. Ваши действия в итоге - самоповреждающее поведение. За каждой Вашей негативной эмоцией стоит неудовлетворенная потребность. Подумайте сейчас, что это за потребность. В этой ситуации с сестрой это может быть потребность в эмпатии (например, успокоить), в совете, уважении и принятии и др.
К подобным ситуациям, относитесь как к источнику работы над собой. Попробуйте анализировать вышеописанным способом. Нет эмоций плохих. Они возникли, значит должны быть выражены. Когда негативных эмоций (страх, стыд, чувство вины, злость) много, то есть они переразвиты, то это значит, что в детстве родители внушили Вам негативные мысли относительно себя, других и окружающего мира. Посмотрите на это со стороны, скорее всего Вы убедитесь, что они не имеют реального основания.
Как можно было выразить: Ты назвала меня невоспитанной. Меня это ... (эмоция). Говорите, какая Ваша потребность нарушается. Затем просьбу о том, как хотели бы чтобы она себя вела в дальнейшем. А если человек не принял к сведению и ведёт себя как раньше, то нужно более жетко проявить себя (угроза).
Причиной того, что Вы не можете радоваться может быть то, что у Вас не удовлетворены какие-то эмоциональные потребности. То есть родители не могли Вас понять, или дать ту форму любви и уважения, в которых Вы нуждались. Поэтому нужно сейчас эти потребности (в защите, заботе, внимании, нежности, эмпатии, помощи, восхищиннии, благодарности и т.д.) осознавать и самой заботиться об их удовлетворении.
Не надо волноваться о том, как вести себя в окружении посторонних людей. Просто всегда будьте собой. Вообще человек, который не вредит себе, другим, природе и вещам, сделанным руками другого человека, - он уже не делает ничего плохого. Желаю Вам работы над собой и психической зрелости. Прислушиваться к позитивным эмоциям, интересу, радости, любви. Это дано Вам природой. В этом уникальность человека. Узнать себя. И встреть любимого человека. Рекомендую психолога, психиатра. Например, могут понадобиться антидепрессанты, их назначает врач. И главное, помните, что Вы - то, что сами про себя думаете, а не то, что говорят, поступают с Вами другие люди! Автор, если остались вопросы, будет необходима подробная консультация, пишите на почту: [email protected] С уважением, Малых Светлана Олеговна