Чувство вины перед близкими и желание уехать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Пересматривая свою жизнь, я вспомнил множество совершенных плохих поступков. Чувство вины настолько сильное, что я не чувствую за собой право продолжать общение с близкими как ни в чем не бывало. Помимо этого, ворох накопившихся проблем угнетает меня. Выхода из сложившейся ситуации я долгое время не видел. Меня преследовала мысль покончить с собой. Что же, такой вариант я до сих пор оставляю открытым.
Тем не менее, я вижу и другой, альтернативный выход из этой ситуации. Я хочу навсегда уехать в другой город или страну. Разумеется, я осознаю, что сам факт моего исчезновения не решит ничего, мои поступки не сотрутся как по волшебству. Но мне хочется предпринять хоть что-то, я не могу все оставить так как есть. Мне нужно полностью взять на себя ответственность за совершенные поступки, принять свои ошибки и покинуть друзей и родных. У меня нет жены и ребенка, а значит нет таких людей, которые от меня зависят и мне ничего не мешает сжечь все мосты и навсегда расстаться с прошлым. Но у меня остаются мои родственники, которых я очень сильно люблю. С одной стороны я испытываю огромное сожаление от факта, что я не увижу ценных для меня людей, мне придется расстаться с ними на неопределенный срок. На обратной же стороне монеты находится мое глубочайшее раскаяние и чувство вины перед ними. Я не заслуживаю того, чтобы быть хорошим братом, сыном и другом. Кажется, что больше ничего не остается как действительно начать все с самого начала. Одному. Стоит заметить, что ошибки о которых идет речь были совершены много лет назад. Для меня это не имеет значение, от этого факта они не исчезнут. Я прекрасно понимаю, что их тяжесть огромному количеству людей покажется пустяковой, но только не для меня. Я более не намерен прятаться за маской хорошего человека. Стоит сказать, что сами родные не знают кем я являюсь на самом деле. Они бы ни в коем случае не разделили моих мотивов исчезнуть. Нет, я не совершал преступлений, не продавал наркотики и не занимался чем-то подобным. Но я причинил множество боли, тем кого любил и даже не замечал этого. Я был слеп. Кроме того, я не могу быть уверенным, что мои ошибки не испортили чью-то жизнь навсегда. Быть может, я уже оставил неизгладимую рану на душе дорогого мне человека. Я не из тех, кто может плюнуть и оставить все в прошлом. Тем более, я не ожидаю прощения. Есть вещи, которые нельзя исправить. Причиненную боль не забыть. Сколько бы раз человек не простил меня, он навсегда останется с теми переживаниями, что я ему причинил. Вот почему единственный выход для меня на данный момент - это уехать.
Одно лишь беспокоит меня. Правильное ли решение я принимаю? Не ухожу ли я в очередную иллюзию и попросту избегаю проблему? И все же, чем бы это ни было, одно я знаю - жить как раньше я уже никогда не смогу.
Автор вопроса: Алексей Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Хрипунова Елена Гарриевна.
Алексей, здравствуйте. Спасибо за Вашу откровенность.
Ответить на Ваши вопросы можете только Вы сам. Психолог лишь помогает разобраться в себе, в ситуации, сложных отношениях, преодолеть кризис. И думаю, что у Вас есть ответ на Ваш первый вопрос, иначе бы Вы не задавали второй – не является ли это избеганием и уходом в иллюзию.
Алексей, какими бы мучительными для Вас и оправданными ни были переживаемые чувства, но, принимая последнее решение в своей жизни об уходе, помните, что оно будет последним, после него Вы ничего и никогда исправить не сможете. Осознайте это, пожалуйста. Не будет ли это жестоко по отношению к Вашим родным, близким, друзьям, тем, кто Вас любит? Сейчас Вы не можете быть уверены, что Ваши ошибки не испортили чью-то жизнь навсегда. Вы, как Вы предполагаете, неосознанно причинили любимым людям боль. Представьте, на какую боль Вы их обречете, уйдя из жизни.
Чувство вины – это очень болезненное, сложное, мучительное эмоциональное переживание. Как результат, человек, переживающий вину, начинает фокусировать внимание на себе. Первичная реакция на чувство вины – мысли о том, кого человек обидел, как исправить случившееся. Чувство вины, в сильном проявлении, может является преградой на пути к успеху и счастью, оно забирает ресурсы, которые можно было бы направить на достижение результатов. Цель вины (претензий к себе) в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить невыносимую ситуацию, но при этом человек может избегать контакта с другим человеком, как личностью.
И Ваше стремление уменьшить межличностное общение, уехать, прекратить контакт с родными и близкими – непосредственный эффект такого переживания.
Вы не привели пример ситуаций, которые вызывают у Вас такие сильные переживания, поэтому заочно невозможно диагностировать вид вины и что является триггером, запускающим это чувство.
Но взять под контроль вину, возможно, будет полезно.
Поскольку:
1. Чувство вины, предшествующее неправильному поведению, более эффективно, чем последующее за ним.
2. Пропорциональное поступку чувство вины более эффективно, чем недостаточное или избыточное.
3. У вины, как и любого другого чувства, есть положительный аспект – она делает человека восприимчивым к чувствам, установкам, мнениям и оценкам окружающих.
4. На смену чувству вины приходит ответственность за себя и свои поступки. И именно этот шаг Вы уже сделали!
Работа с чувством вины проходит в несколько этапов (приведу весьма укрупненно):
- разделить вину на рациональную (конструктивную) и иррациональную (разрушающую);
- работа с рациональной частью вины (принятие ответственности). Надо сказать, что рациональная вина – весьма ценный ресурс
- работа с иррациональной частью вины (обнаружение источников иррациональный вины, повышение самооценки, работа над способностью делать выбор путем уменьшения иррациональной вины)
- формирование конструктивных способов выхода эмоций.
Вы можете проработать самостоятельно, или обратиться за личной консультацией.
В завершении хочу рассказать Вам притчу "Осколки в сердце"
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.
Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было.
Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– "Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня", — сказал человек.
– "Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет", – ответил слепой.
С пожеланиями благополучия, Хрипунова Елена ___________________________________ Буду признательна за отклик. Форма для отзыва есть на моей странице: Психолог Хрипунова Елена Гарриевна, город Санкт-Петербург - Психология счастливой жизни (psycabi.net)
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +7(921)935-32-36 или на электронную почту [email protected])