Не могу перестать себя винить после смерти бабушки.

Вопрос психологу:
Добрый день, меня зовут, Ирина. Недавно у меня умерла бабушка и это стало для меня большим стрессом. Я живу с бабушкой с 10 лет сейчас мне 37. Я всегда жила в напряжении мне было тяжело психологически с мамой я не близка была бабушка мама проживает в другом городе. Мне всегда было страшно что бабушка умрет и как я буду жить одна. Меня опекали и я не была готова к самостоятельной жизни. Я 10 лет живу в гражданском браке и бабушку навешала но мне с ней было очень тяжело у нее была деменция и я часто срывалась на нее так как я человек эмоциональный и не привыкла что мне говорят как жить и что делать. Потом винила себя пробовала исправится но все равно срывы повторялись. И в один не прекрасный день я обнаружила бабушку мертвой на полу в кухни она пролежала там несколько дней. . . Сейчас чувство вины и эта картина не идет у меня из головы я нахожусь в постоянном стрессе мне очень тяжело психологически я сломлена. Я чувствую вину хотя понимаю что не могла ничего сделать. У нас было заведено что мы не созваниваемся каждый день и видимся раз в две недели. Но я не могу забыть эту картину и каждый день думаю что я могла бы все переиграть. Мне очень тяжело я себя не простила.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Королева Мария Евгеньевна.
Здравствуйте, Ирина!
Вы потеряли близкого вам человека. Это очень печально. Сочувствую и соболезную вам!
Стресс - это не то слово!
Это горе, проживание утраты!
Сейчас вы проживаете тяжелейшее состояние горя, которое может тянуться не один год. Никто не сможет сказать точно, когда вы сможете отгоревать и принять реальность.
Процесс проживания утраты характеризуется 5 основными стадиями:
1. Отрицание
2. Гнев и обида
3. Вина
4. Страдание и депрессия
5. Принятие.
Вы вините себя, это говорит о том, что вы приближаетесь к самым сложным этапам проживания утраты.
Подумайте, что или кто может поддержать вас в данной ситуации?
Чтобы немного снять напряжение от ваших переживаний, предлагаю вам выполнить письменную практику "Последнее письмо".
Представьте, что у вас есть возможность написать и отправить вашей бабушке письмо.
Возьмите листок, ручку и напишите все, что не успели сказать, все, чем хочется поделиться с бабушкой, в чем, возможно, попросить у нее прощения или, наоборот, упрекнуть.
После этого обратитесь к себе: что вы чувствуете? Что хотите сделать?
Если захочется плакать, разрешите себе это сделать! Слезы исцеляют не только на психологическом уровне, но и на физиологическом - вместе с ними из организма выводятся "гормоны стресса".
Когда письмо будет написано, положите его в укромное место, может быть, рядом с фотографией. Или оставьте на улице. Если захочется, отнесите на могилку бабушке.
Если мысли о том, что вы виноваты, все равно не отпускают вас, выпишите эти мысли на бумагу и попробуйте найти фактические доказательства и опровержения этих мыслей.
Оцените получившиеся аргументы и ответьте, верите ли вы теперь в свою виновность?
Как вы думаете, каких жизненные уроки для будущего дало вам это испытание?
Если в одиночку трудно справиться с мыслями, найдите человека, который будет готов вас выслушать и поддержать. Возможно, это будет психолог.
С уважением, психолог Мария