Какой совет для страдающего от зависти?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 20 лет. Я родился в городе Ульяновске. Проучился там, в одной школе, затем поступил в московский университет. Сейчас я испытываю сложное чувство, не дающее мне покоя и развития.
Сейчас я попытаюсь объяснить. Всю жизнь меня считали странным, поэтому редко с кем мне удавалось подружиться, никогда не было компании. В детском саду моё поведение было странным: я укусил там кого-то однажды, не сидел в общей компании, игрался с кем-то в странные игры. С таким же странным мальчиком. В музыкальной школе пацаны меня дразнили, обзывали голубым, возможно, тоже из-за поведения. Сейчас точно не вспомню. В начальной школе тоже обзывали особенно сильно. А я был тихим и робким ребёнком, который немножечко странно себя вёл. Но друзья у меня появлялись. Изредка. В основном, они проявляли инициативу, первыми начинали разговаривать со мной. О разном. О чём угодно.
Ситуация такова, что я никогда не был открытым, редко проявлял инициативу. В более осознанном возрасте (сейчас) я стал искать причину своей замкнутость. Это трудно, и существует множество аспектов. Я хотел бы их все перечислить.
У меня были пьющие родители. Квартира, в которой мы живём, имеет странный интерьер. Большая кухня и практически такой же по размеру зал. Папа и мама часто выпивали на кухне. Это очень запомнилось. Ругались из-за денег, дрались. А я в это время часто был за стеной. Но во дворе я тоже гулял, были какие-то друзья. В целом в странном ритме проходило детство. Помню много историй, связанных с пьянкой родаков, помню, что были разговоры. Я общался с ними очень часто, особенно с матерью. Главный посыл: бросьте пожалуйста. Вы губите мою жизнь и свою. Никто не бросил. Это оказалось для них невыполнимой задачей. Зато они гордились, что бросили курить...
Я часто ездил к бабушке, это была отдушина. Она меня очень любила. Больше, чем мою маму. И я предпочитал оставаться у нее. Хорошо, что была такая альтернатива, кажется. Не знаю, на самом деле. Бабушка меня взбаловала немного, это единственный негативный момент. Бабушка жила с дедушкой, но они часто ссорились. Один раз он её избил. Не при мне. Но я был тогда совсем мал. Они разъезжались, потом съезжались, потом снова разъезжались. Перед смертью бабушки, дед навещал её, ухаживал. Он любил её. Через полгода после её смерти умер и он сам.
Ещё хотелось бы сказать пару слов про отца. Отец у меня был неплохой, умный. Но попадал под влияние алкоголя. Пил с матерью или в одиночестве. Но он был хорошим специалистом на работе, его ценили окружающие. Однако он был замкнут. У него было мало знакомых, он любил одиночество. У меня он вызывал противоречивые эмоции. В общем, он тоже умер. При мне. В нетрезвом состоянии. В таком состоянии он пошел в ванну, и скончался в ней.
Отдельные слова про маму. Какое-то время я совсем её не понимал. Но она тоже больной человек. Не только из-за алкоголя. Есть внутренние переживания. Она более сговорчивая, более активная. Но она любительница гулять. Тратить деньги. Брала у отца, у бабушки, в кредит, продавала жилье - но всё быстро тратила. Это её особенность. В итоге я остался жить с ней в той комнате. Из близких родственников никого не осталось. В этот момент я стал испытывать зависть к тем, у кого больше родственников. Странное ощущение было, но я рассказываю как оно есть.
Начались трудные дни.
Алкоголизм матери не пошёл на спад. Она, кажется, начала пить сильнее, перестала следить за собой. А у меня учёба и вот-вот ЕГЭ. Мне нужно готовиться. Друзей нет, но в школе дела хорошо идут. Кажется даже, что я преуспел немного, стал лучше разбираться в математике. Сдал ЕГЭ. Результат довольно высокий для школы. А ещё ездил на теле олимпиаду "Умницы и умники". В общем, в какой-то момент появилась уверенность в своих силах. Разыгралась гордость, появилось желание изучать предмет усиленное. Я выбрал физмат направление, связанное с программирование. В Москве. Поступил легко. Но сам процесс поступления был омрачен. Моя мать поехала со мной. В надежде заработать. Всё лето во время поступления, почти весь первый семестр обучения я вытаскивал её из разных ситуаций, очень переживал за неё. Больше чем за себя. Созависимость, никак иначе. Как будто у меня своих проблем и не было. А они ведь были. Но об этом позднее.
Ситуация накалилась, денег не хватало. Пришлось ей продать свою квартиру. Деньги она все отдала мне в распоряжение. Мне 18 лет. У меня на счету крупная сумма. Но долго на счету эта крупная сумма не осталась. Мать начала снова тратить. Требовать с меня. А я выдавал. Я был неправ. Она неправа. Эти деньги не стоило так тратить. Сейчас из них сохранилась лишь малая часть. Это настолько убого, что мне не хочется думать об этом.
И ещё ситуацию омрачило дистанционное обучение. Это просто жесть. Обучение на нашей непростой специальности настолько упростилось, что простое желание обучаться спало на нет. Перестали усваиваться знания, я как будто их и не получаю. Не развиваюсь. Я обленился в край. Я перестал заниматься саморазвитие, думая, что всё и так идёт неплохо. Как же я ошибался. Это состояние у меня с марта 2020 года. С этого момента я перестал следить за собой, перестал думать о будущем. Как так? Мать не осталась со мной в одной квартире, уехала снова в Москву на заработки. И снова началась та же песня: трата денег, приключения, избиения, постоянные мольбы о помощи. Я посвятил себя ей снова. Утешал её, давал наставления. Не слушала она меня. Она совершенно не думала о последствиях. Не взрослый она человек. В общем, в это время я учился кое-как дистанционно, даже стал отличником. Но параллельно с этим я вытаскивал мать из разного рода передряг. То есть, на себя я забил, на развитие отношений с людьми я забил, но на мать - не забил. В итоге я не выдержал. Поехал в Москву, забрал её домой - слишком много денег потратила из нашей копилки. Но дома ничего не изменилось. Как пила так и продолжила пить. У меня нервоз. Это бесконечное состояние горя и печали из-за матери. Я убегал из дома, гулял - главное её не видеть. Параллельно проходил какие-то курсы по программированию. Которые впоследствии забросил. Позже я понял, что многое в жизни я так и не завершал. Начинал и не завершал, не закрывал.
Всё лето прошлого года я плохо помню, но было очень плохо, вечный нервоз. Но наступила осень. Почти все студенты одногруппники вернулись на очное обучение, а я остался дома. С матерью. В надежде, что смогу на неё повлиять. Как-то изменить. Повлиял. Изменил. Она наконец закодировалась. И я подумал в тот момент, что всё плохое позади. Но не тут то было. С чем я столкнулся? С последствиями своего бездействия. На меня всё это навалилось с такой силой, что сшибло меня с ног, я не могу до сих пор прийти в себя. Пожалуй остановлюсь подробнее на этом моменте.
Я просто с неистовой завистью стал смотреть на других. Самооценка упала ниже плинтуса.
У меня друг, с которым мы познакомились во время поступления, настолько изменился с того момента, что я просто не понимаю, как и когда он успел. Очень завидовал ему. Во всём. Коммуникабельность, увлечённость своим делом, отзывчивость, креативность, находчивость, гибкий ум, способность подстраиваться под других. Возможно, какие-то из этих качеств в нём ранее я и не замечал, считал его равным себе. Но сейчас я понимаю, что как человек он намного лучше меня. И почему-то зависть охватывает. А ещё зависть к другим людям, у которых всё более спокойно на душе, которые деятельный, устремлены, или которые уже чего-то достигли. Даже психотерапевту я завидовал во время сеанса, как она красиво строила. Какие красивые предложения в встраивала, какие интересные вещи мне говорила. Я не обратил внимание на вещи, о которых она говорила, но обратил внимание на то, как она говорит. Такая зависть. А ещё я заметил в себе эгоистичность, эгоцентризм и отсутствие эмпатии. Поэтому у меня так мало друзей. Поэтому я не умею их заводить. Именно поэтому я не умею поддерживать постоянный контакт. Не умею сопереживать. Я замкнулся в себе. Снова, как в детстве. Мне нужно ставать, решать проблемы, которые навалились. А я стою на месте. Ничего не делаю. Перестал двигаться. Или двигаюсь в очень медленном темпе. Я просто поник. Я очень хочу измениться, но не знаю, что конкретно я хочу. Пропали увлечения. Я живу в своём внутреннем мире, пускаю туда только своего успешного друга. Рассказываю ему о своих проблемах. Он тоже заметил, что я эгоист, что у меня отсутствует эмпатия. Что я не развиваюсь, не решаю свои проблемы. А недавно мать снова запила. Я прожил с ней месяц, обучаясь на дистанционном. На учебу я , кажется, забил, хотя всё время над ней сижу. Мало понимаю материал. Другие мои одногруппники развиваются, а я стою, так мне кажется. Особенно развивается мой друг: он уже поставил себе цель, к которой стремиться изо дня в день. И всё у него отлично получается. Он себя организовал по полной. А я смотрю на этот убегающий поезд. Ощущаю полную, по своему, несостоятельность. И меня это вышибает из колеи. Я не могу спокойно смотреть на чужой успех. Почему? Не знаю. Нет в жизни успеха. Я постоянно учусь, делаю задания, долго, кропотливо, но делаю. Выполняю, отправляю. И всё. А что-то ведь нужно параллельно делать. Нужно решать проблемы, нужно искать новых знакомых, друзей, нужно найти увлечение, работу, я слишком много себе целей ставлю. Я со всем, кажется, не справлюсь. Я немощен, во мне угасло то, что двигало меня раньше, во время подготовки к экзаменам. Пропала гордость. Появилась неуверенность. Робость. Застенчивость. Я буквально ненавижу себя за всё. Это моё раздутое эго, которое давит на меря изнутри. Оно не позволяет мне нормально развиваться, не думая о других. Я не переношу других людей. Кажется, что они все лучше меня, что мне нет места среди них. В компании я чувствую себя лишним, потому что мне нечем делиться. Интересов совсем нет. Меня перестало радовать хоть что-то. Я не получаю удовольствие от жизни. Я не могу взять себя в руки....
Так как мать снова запила, я принял решение съехать от неё. И я сейчас живу один в другом городе. Мать мне только звонит. Я представлен сам себе. И я осознаю, насколько же я ничтожен по сравнению с другими. Я хочу меняться, я хочу стать другим человеком. Который испытывает эмпатия, который умеет рассказывать истории, который увлечён жизнью и происходящим вокруг себя, который также увлечён другими, который стремиться к идеалу, который много работает над собой, который имеет увлечения и хобби, которого любят другие за то, что он им интересен, который помогает другим. Который способен любить не только себя. Я хочу измениться под корень, но не знаю, с чего мне начать. Как мне не чувствовать себя неловко, как быть собой. Как быть интересным человеком. Я совсем запутался в себе. Просто хочется быть нормальным, как все, отбросив прошлое, и живя настоящим днём. Хочу жить так, чтобы каждый день запоминался, чтобы каждый день происходило что-то новое. Решались какие-то проблемы. Кажется, что я много всего делаю, но на самом деле продуктивности нет никакой. И никакое совершенное действие не вызывает во мне чувство эйфорию. Всё давно пропало, всё ушло. Я не хочу возвращаться к прошлому я, а хочу трансформироваться. Хочу стать взрослее. Не хочу смотреть на других как на объекты для зависти, хочу знакомиться и проникаться чужими чувствами, попутно решая свои проблемы. Много чего хочу. Но кажется, ничего для этого не делаю. Как в такой ситуации поступить? Я очень хочу измениться за это лето, стать другим человеком.
Автор вопроса: Даниил Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Белорус Мария Владимировна.
Добрый день, Даниил. Благодарю вас, что настолько искренне и откровенно поделились своей ситуацией, чувствами, переживаниями.
Вы пережили сложный и непростой опыт, но смогли с этим справится самостоятельно. Это огромное достижение, и приобретенные навыки останутся с вами навсегда.
Даниил, Вы пишите, что хотите стать взрослее. Вы сейчас живете отдельно, самостоятельно заботитесь о себе, учитесь. То есть берете ответственность за свою жизнь. Так действуют взрослые люди.
Так же вас беспокоит чувство зависти. Зависть бывает двух видов. Первый вид (часто называют "белой завистью") - когда зависть появляется от восхищения. Человек испытывает желание и невозможность этого желаемого достичь. "Это замечательно! Я тоже хотел бы так. Но думаю, что не смогу, не получится, это не про меня". Это ваше субъективное ощущение. Такую зависть проще трансформировать в конкретное действие. Фактически, стоит поверить, что вы это тоже сможете, и вы начнете делать конкретные шаги в сторону желаемого и тоже этого достигнете.
Второй вид зависти (называют "черной завистью") - достаточно тяжелое чувство. В такой зависти присутствует огромное желание, но и сильный запрет. Восхищения тут нет. Есть ложное верование, которое мешает восхищаться. Вместо этого есть место критике, осуждению, неприязни. "Я тоже хочу это иметь, как и ты. Но мне это либо нельзя хотеть, либо ты получил это неприемлемым для меня способом. Я никогда не смогу так поступить, это против моих взглядов, моих верований. Поэтому у меня никогда этого не будет".
Попробуйте поразмыслить, а какая именно зависть у вас?
Даниил, Вы пишите, что ничтожны по сравнению с другими.
Часто так бывает у тех, кто живет с установкой "мир справедлив": для хороших- хорошее, а если мне досталось плохое, то и я сам плохой. Как то, что вы пережили в прошлом, говорит о вас, как о ничтожном и плохом человеке?
Многие могли бы и не справится, окажись они в вашей ситуации. Не выстоять, как выстояли Вы.
Вы так же пишите, что ставите себе слишком много целей. Когда у человека их достаточно много, очень тяжело сконцентрироваться, выстроить вектор. Если цели будут расставлены исходя из ваших приоритетов, по степени важности для вас, гораздо легче постепенно, шаг за шагом эти цели достигать.
И каждый раз, когда сделан один шаг в направление ваших целей, не забывайте замечать ваше достижение. Это очень наглядно можно увидеть, если конспектировать.
Прописаны цели, и каждый пройденный вами шаг.
Рекомендую одну продуктивную технику: если к вам пришел ваш друг и рассказал вам о своих проблемах (вашу историю) – какой совет Вы дали бы ему?
Самое главное – не забывайте замечать ваши достижения, поверьте в себя. У вас все получится!