Почему я все время на все обижаюсь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Суть моей проблемы такова: я обижаюсь на любую мелочь. Любые отношения с близкими людьми я превращаю в соревнование непонятно с кем. Я ревную друзей друг к другу. При этом обиды касаются и родителей. «Что? Я не расслышала? Повтори, пожалуйста», «Сонь, уйди отсюда, мешаешь», «я потом посмотрю», «мы ходили гулять втроем, извини, что не позвали», «я не прочитала твое сообщение, извини, была занята». Мое настроение может испортиться абсолютно хаотично из-за любой мелочи, и я не понимаю, что с этим делать. В детстве все было сильно хуже, чем сейчас, все-таки я не понимала, что это действительно мелочи. Сейчас даже начала говорить друзьям о том, что меня беспокоит. Почему-то раньше я верила, что должна решить все наедине с собой, даже если ВСЕ друзья видят, что мне плохо и грустно. Думаю, на многих из них это может давить, а я этого даже не осознаю. Еще я склонна странно верить, что в других компаниях лучше. Общение крепче, прогулки веселее, отдых драйвовее. Я не понимаю почему, но я всегда стремилась отделиться от уже имеющейся компании к той, которую считаю «круче». В школе ведь всегда так: из девчонок составляются две компании - отличниц и «крутых». Вот каждый раз, в обеих школах, где я училась, были какие-то проблемы из-за моего желания перезнакомиться со всеми и влиться в обе компании. Я часто думаю, что у меня просто сильный недостаток внимания.
Если говорить о родителях, то у нас в семье странный матриархат. Мама жила в, с моей точки зрения, сильно травмирующей обстановке до женитьбы. Из нее сделали опекуна для старшей сестры, но при этом уважали меньше всего в семье. Ее мама была жестоким человеком: «Я назвала тебя в честь врача, отговорившей меня от аборта» - так она ей сказала. У папы в семье, вроде бы, все было лучше - у него была старшая сестра и мама, отец ушел из семьи. При этом однажды, когда я только родилась, а мама лежала и спала, явно уставшая, моя бабушка по папиной линии постучалась к нам в гости. Мама не открыла. Так моя бабушка ушла навсегда, «обидевшись». Я увидела ее в первый раз уже когда она была при смерти. Дедушек-бабушек в моей жизни так и не было. Со всем этим грузом мои мама и папа создали семью. Папа последние лет десять не работает, чувствует себя из-за этого «ненастоящим мужчиной», что бы я ему не говорила в утешение. Работу искать он не особо пытается, на любую должность у него есть аргумент «против». Пьет несколько раз в неделю по бутылке коньяка. У него не осталось друзей, и единственное, по его мнению, его «применение» это чинить все по дому и подвозить нас на машине. Мама работает круглые сутки, но при этом с ней сейчас у меня гораздо более доверительные отношения. Папа очень остро реагирует на все, что бы я не сказала, особенно в пьяном виде. Мама же может понять и поддержать, даже если не понимает. Их отношения не очень стабильны. В одну неделю они любят друг друга и шутят, в другую папа виновен во всех грехах, а мама «истеричка». Я теряюсь в том, что из совершенного каждым из них достойно обид. У меня есть старший брат, который бил меня в детстве и, в целом, я не замечаю его существования особо, хотя мы живем в одном доме. В общем и целом, в семье мне комфортно, и я чувствую себя в безопасности почти всегда.
Меня волнует одно «но». Недавно я читала свой личный дневник, который вела лет в одиннадцать. Прочитала там - «мама сегодня опять играет в постановке «нелюбимая дочь». Это о том, как она молчала в ответ на какой-либо мой сильный проступок. Она начинала молчать на протяжении двух-трех дней, при этом показательно лелея моего брата, пока я «в немилости». Мол, «посмотри, как может быть, если бы ты вела себя правильно». В детстве я была в растерянности - сейчас, когда она так делает, я злюсь и игнорирую ее в ответ. Мне интересно, может ли это иметь связь с моим недостатком внимания и проблемами в концентрации?
Автор вопроса: Соня Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Калинникова Ольга Владимировна.
Здравствуйте.
Обиды появляются не из-за недостатка внимания и концентрации. Обида возникает на почве неоправданных ожиданий. Ожидания в отношении людей и событий, личные представления о том как это должно быть в вашей системе координат, ценностей, моральных норм; то что Вы считаете по Вашему мнению правильным или неправильным, плохим или хорошим, допустимым или не допустимым. И когда другой человек ведёт себя не так как представляете или хотите это Вы - возникает обида, совместно с обидой злость и разочарование и желание "насолить" человеку.
Моя компания со мной не считается - пойду в другую. У папы другая картинка мира и его представления о его жизни - навяжу свою, а если он с ней не считается - значит в немилость. Мама, что-то сделала не та как в моей системе координат - в игнор.
Да, родители имеют большое влияние на формирование поведения ребёнка и становясь взрослым человек начинает вести себя, как его родитель. Насмотренность, у Вас в детстве не было других примеров, как можно по-другому, не обижаться.
Недостаток внимания у вас выливается как раз в желание окружить себя людьми, получить значимость и ценность своего мнения, личности. А так же спасать тех, кто не нуждается в спасении.
Важно понять смысл того, что у каждого человека есть своя "система координат", мы все разные; думаем, чувствует, говорим, делаем, даже слышим и видит по-разному. И у каждого своя картинка и представление как о правильном/допустимом/нормальном и нет.
Обида это всегда о несоответствии личных ожиданий с поступками других. И прямая манипуляция; я обижусь, что бы ты почувствовал свою вину и сделал по-моему.
Вы делаете сейчас большой шаг в том, что признаёте в себе эту часть что позволяете себе говорить об этом другим, и конечно, что хотите разобраться не сама, а с помощью специалиста.
Разрешите другим людям жить в своих координатах, без того, чтобы навязывать свои. И пусть они не сходятся с вашими точками. Не нужно никого спасать, если человеку действительно нужна помощь - он обращается за ней. Ищите людей схожими с вашей системой ценностей, они есть. Если что-то не нравится говорите об этом мягко и прямо, говорите о том, как с Вами можно и как нельзя, без того, чтобы прибегать к манипуляции.
София, я верю, Вы справитесь.