Прошло 6 лет, как не стало моей мамы. Боль и вина перед ней.

Вопрос психологу:
Прошло 6 лет, как не стало моей мамы. Но боль потери не уходит, а наоборот возрастает в разы. Боль и вина перед ней. За десять лет до её ухода я родила ребёнка, одна, сама. До этого вела можно сказать вольный образ жизни. Серьёзные планы на будущее не строила, жила одним днем. Поклонников много, меняла. Были парни хорошие, серьёзные. Но я с ними расставались быстро. А родила от парня, которого любила. Но ветренного, гулящего. Может надеялась, что ребёнком удержу.. Но он меня беременную бросил. Душой я это чувствовала, поэтому не сильно выбило из равновесия. Ну и думала, что мама поможет.. Мама жила с мужчиной. Сошлись, когда дети стали взрослые у обоих. Я думаю, Его она полюбила. Потому что приняла его уклад, его взгляды на жизнь. И я наверно со своими заморочками в эту жизнь не вписывалась.. Она не помогала мне с ремонтом, (я жила и живу до сих пор с ребёнком в неблагоустроенной квартире..) не помогла мне в период, когда в останавливалась на работе, когда увольнять хотели по беременности и я сидела без денег.. Когда родила, финансово помогала.. Но приезжала редко.. Как то мы с ней сидели, сына спал маленький.. Я её упрекнула, что мало приезжает.. Мне тяжело, я одна... Она мне сказала, что для себя рожала.. Что она и так много нам детям дала, теперь для себя живёт.. А я ей и ляпни.. Типа, подожди, придёт время, когда не нужна ему станешь.. К кому ты придёшь, кто тебе поможет, кроме меня.. Это сейчас мне тяжело, потом легче станет.. И будет время, когда мы с тобой местами поменяемся.... Как напророчила... Прошло время.. За это период были и ссоры у меня скорее с ними.. И помощь от них тоже была, и я благодарна за это... Но заболела мама.. Был микроинсульт...и последствия.. И он попросил её забрать.
Я забрала, конечно. а потом поняла, что ей он ничего не сказал, Типа к детям на время уехал. Она ждала, что он приедет. Заберёт её. Потом поняла.. Я в этот период перешла на новую работу, на которую мечтала попасть. с головой ушла в работу, новый коллектив. Поздно приходила.. Уставшая... Сын тоже учился, ходил на секцию.. Короче она была одна.. Ей хотелось пообщаться, а я уставшая, раздраженная.. сына много помогал. Потом ей стало хуже. Стала прятать памперс, в которые какала. Соответственно запах.. Я приходила, искала.. Ругалась.. Причитала, что хочу побыть хоть немного одна, устала.. Да много чего было ...потом слегла мама... Мне надо было уволиться, плюнуть на все.. Влад сын ушёл секции, так как днём её надо было кормить. Я утром, вечером.. Еще же печка.. ложилась после 12 ночи норма...и работа, работа.. Как то в сознании мама у меня попросила прощения.. Сына был рядом.. Я говорю, мама за что ты просишь.. Всё будет хорошо, выздоровеешь.. Я не понимала, не верила, не могла принять мысли что мама умрёт. Она ушла от нас 8 марта, во сне... Похоронила, в церкви отпел батюшка.. Как во сне была.. И думала, была как в прострации, уставшая, одинокая... И ушла в работу,.. Перешла на более тяжёлую, в субботу работала.. Только ночью, во сне так накатывало.. Сын будил, пугался.. выла во сне ..потом осознанность утраты пришло, а с ней и вина за все.. Что не доглядела, не увидела ухудшения, не до заботилась, а главное что напророчила... И эта вина съедает меня изнутри..
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Грубова Ольга Мабарякшаевна.
Здравствуйте, Татьяна! Во-первых, примите мою поддержку. Вы столкнулись со страшной ситуацией, потеря родителей тяжело проживается в любом возрасте. И чувство вины, которое Вы испытываете говорит о том, что пока Вы до сих пор находитесь в стадии торга и не перешли к принятию. Давайте с Вами попробуем перейти к этой стадии?
Начнём с того, что разберём момент, когда вина нормально, а когда она диструктивна. Испытывать чувство вины нормально, когда человек совершает преступление или поступок, который он заведомо до совершения знает, что он диструктивный. Т.е. понятие вины, чаще используется в судебной практике. В детстве нам внушали чувство вины, чтобы мы поменяли своё поведение, т.е. осознали свою ошибку и исправили её. И вот человек вырастает, совершает ошибки, которые иногда не может исправить и начинает чувствовать постоянное чувство вины, потому что исправить нельзя. Но на самом деле это ошибка человека, т.е. не осознанное им действие, и он соответственно не виноват.
Скажите, если бы Вы знали, что так сложатся дальнейшие обстоятельства Вы бы сказали маме такие слова? Я думаю, что нет. В Вас тогда говорила обида, и это нормально. В трудной ситуации мы всегда надеемся на помощь близких нам людей и обижаемся, когда остаёмся одни. Соответственно Вы совершили ошибку, а не напророчили. Простите себе эту ошибку, Вы же на самом деле не хотели такого для мамы. Ухаживать за больным человеком очень тяжело. В какие-то моменты от усталости появляется раздражение, злость, обида, многие люди мечтают, чтобы жизнь избавила их от этого тяжелого груза. Но когда этот момент наступает, появляется чувство вины. Но давайте посмотрим объективно на ситуацию? Вы помогли маме в сложный момент, Вы не бросили её, не оставили на улице после отказа ухаживать за ней её мужчины. Вы и Ваш сын заботились о ней, она была под присмотром. После инсульта люди часто теряют часть своей личности и она в редких случаях мелькает. Скажите, Ваша мама, которую Вы знали до болезни, стала бы прятать памперсы? Я думаю, что нет. Отсутствие брезгливости, говорит о тяжёлой форме деменции, которая развилась у неё на фоне инсульта. Условно можно сказать, что это была уже не Ваша мама, а лишь её оболочка. Даже, когда она просила прощение-это были лишь эпизоды просвета сознания, которые иногда случаются, но это не значит, что она была в сознании всё это время. Несмотря на все сложности болезни, Вы заботились о ней, желали ей выздоровления. К сожалению инсульт, который случился у Вашей мамы, судя по последствиям, в любом случае привёл бы к гибели.
Ну и самое главное, давайте представим, что Вы уволились бы с работы или Вас уволили бы за то, что Вы плохо работаете. А у Вас на обеспечении мама и сын, смогли бы Вы их содержать? Ваша мама в любом случае бы умерла, как и я, как и Вы, к сожалению или к счастью, мы не вечны. Так что это было? Пророчество или просто естественное течение жизни? Если Вы настолько сильны в пророчестве, то почему не напророчить себе богатства не работая, или любимого мужчину рядом в тот момент, когда родили от него сына? Самое главное у Вас остаётся сын и ему нужно жить, и ему в любом возрасте нужна будет мама. А мама съедаемая, чувством вины не сможет показать красоту мира сыну, потом внукам... Да и Вы сами, если бы Вас не стало, хотели бы, чтобы Ваш сын жил с постоянным чувством вины перед Вами? Или бы Вы хотели, чтобы он был счастлив?
Ну и напоследок я Вам посоветую одну технику, которая называется:"Неотправленное письмо". Очень часто, когда умирает близкий нам человек, нам не хватает тех нескольких минут, чтобы поговорить с ним. Представьте что Вам предоставили эту возможность, напишите письмо маме, скажите в нём всё то, чтобы хотелось сказать. Отнесите его потом на кладбище и прикопайте к могиле, или отпустите на шарики в небо, или сожгите его. И представьте, как мама его читает...Чтобы сказало любящее материнское сердце на это письмо?
Вы очень сильная женщина, у Вас ещё есть все шансы и время жить счастливой.
С уважением, Грубова Ольга Мабарякшаевна.