Как справиться с виной за гибель кота?

Вопрос психологу:
Пару лет назад к нам во двор пришёл кот, весь на колтунах еле передвигался, глаза полностью залипшие гноем, весь в клещах. Было дико жалко его. Мы с дочкой и с соседкой его выходили и не один раз потом, оказался он "бойцовым", весь на шрамах от укусов собак, со сломанной и зажившей грудиной. То есть отстаивал он свою жизнь не по детски. Одного боялся - шуршащего пакета, видно его в него погрузили, вывезли и выбросили. Он явно был чей то, и явно породистый, перс серого окраса, красавчик. Похож на медвежонка. Не знаю, чем он не угодил этим, характер у него был изумительный, спокойный, тихий, после того, как мы его кастрировали он уже не уходил вообще за территорию, соседка уехала и он остался с нами. Жил , игрался с нашими кошками, за бабочками бегал, был счастлив и любим. Но на собак прям шёл, как-будто сам собака. Охранял двор. Всё бы хорошо было, если бы не дыра в заборе, которую просила закрыть мужа и сына, особенно после того как сын увидел след от собачьих лап еще зимой. Но не сподобились. Ждала, сама кое как поставила газоблоки. И вот неделю назад ночью выбили эти блоки шесть собак и наш боец в одиночку сражался против них, и как назло еще один наш кот и кошка, которые всегда вписывались в любую драку где-то гуляли. В общем пострадал конечно он, но не смертельно. Четыре дня ездили в ветклинику, конечно, ему было плохо весь на ранах в паху гематомы. Но уже начал сам пить, в туалет ходить. И после последнего посещения клиники, где новая врач так его придавила , что он орал как резаный, хотя раньше переносил все процедуры молча и стойко. В общем на следующий день у нас девушка сына уезжала. Все эти дни они за ним следили в четыре глаза. Сборы. Его вынесли погулять, я еще подумала, зачем вынесли, раз сам в туалет сходил в доме да и мне некогда было смотреть за ним когда они уедут на вокзал, подумала но не проговорила! В общем в суете, он сбежал, явно обидевшись на меня, что вчера отвезла к врачу с садисткими наклонностями. Кинулись искать. Я в каком то шоковом состоянии была, пока сын с мужем ездили на вокзал, я пошла рвать траву, чтобы видно было участок, где он может появиться, (зачем?!) вместо того, чтобы стучаться в соседские дворы и самой, не надеясь ни на кого, лазить на пузе и его искать, потому что Мой Кот нужен только мне , а не чужим ему людям. Я, конечно сходила в соседские дворы, которые примыкают к нашему, но Мозг отключился, вместо того, чтобы сесть и подумать, куда он мог реально уйти, если рядом нет его, я заняла свои руки и голову какой-то чушью. Начались четырехдневные метания просто по всем садам. Перелазили с сыном во все брошенные сады. Бросили информацию в группах, кот приметный в попоне, стриженный, в зелёнке. Подумали, что мог уйти к соседке, дом пустовал. Перелезли, не нашли. Я услышала мяу в стороне, где соседка осматривала заросли малины, но муж, сказал, что это ребёнок крикнул. Мне бы бросить всё и идти туда, откуда послышалось, но нет.. и вообще ощущение, что как будто специально нас крутило и вертело мимо этого участка, как будто кто-то уволил от него. Ну логично же было посмотреть сначала там, где ближе! В пятницу пошла на работу, пришла мысль, что нужно самим просмотреть еще раз соседский участок, попросила сына посмотреть всё досконально, не пошёл, хотя если бы пошел однозначно обратил бы внимание на еще один соседский участок, как раз тихий туда приезжают редко. А если бы эта мысль пришла нам в среду!?, когда он ушел, мы бы его сразу тогда там и нашли. Наступила суббота, ушел он в среду утром, мы сделали уже традиционный обход по округе. Я пошла в огород и увидела как раз соседей, на участок которых мы не обращали внимание, хотя с соседкой лазили, искали рядом как раз, когда он ушел. На вопрос кота не видели, они сразу сказали, что он у них, но он сдох. Они были в среду то есть тогда, когда мы лазили везде, звали его, может конечно, они были тогда, когда я обрывала эту траву в противоположной стороне, и я их не увидела, его нашли, дали ему китикэт и воды, и благополучно уехали, сказали, что говорили всем соседям, что кот у них. Конечно же это было враньё! Соседи не могли не сказать, ну хотя бы один, но сказал бы, что это наш кот. Еще и утверждали, что в группах никаких сообщений не было! Короче, четыре дня он лежал рядом через участок от нас, звал (два раза я слабо слышала мяу) умирал без помощи, в жару, без антибиотиков! Хотя ветеринары нам говорили, что он приползет домой, когда ему стане хуже, вернется, он не был умирающим, и у них было предположение, что эти "добрые" соседи могли его запереть, ну или придушить в субботу, чтоб не мучился, потому что он к субботе без лечения уже естественно был не в таком хорошем состоянии как в среду. И еще мой муж добил. Говорит, что всё смотрел, не появятся ли эти соседи. Я была в ярости. Почему не сказал: а вы туда почему не заглянули?? Ходили мимо калитки, были рядом! Мое состояние не могу передать, всё время реву. Чувство вины просто раздирает. Виню себя за всё, за то, что не бросила всё, не включила мозг, не искала с утра до ночи там, где надо (искали в противоположной стороне) виню ветеринара-садиста, виню сына за не-заделанную дыру в заборе, виню его девушку за то, что вынесла во двор, виню сына за то что не пошёл к соседям, мужа за то, что промолчал и не направил на тот участок (мозг включился наполовину), за то что мяу было мяу, а не детским криком. Даже дочку виню, потому что в субботу, она приехала свои вещи искать и отвлекла от поисков. А соседей так вообще разорвать хочется, ну как так можно? Ну видно же, что он ранен, ему нужна помощь! А еще соседка говорила, что они любят котов, оставляют им еду, воду. Ну выжил же он в дикой природе сам, а тут с помощью людей не получилось! Или всё таки добили? В общем я не знаю, как с этим справиться. Нашла фото моего любимого Печеньки просто смотрю и рыдаю, глаза в душу смотрят. Мы его предали, мы ему не помогли, мы гады- хозяева. Спать не могу нормально, есть не могу, видеть никого не хочу, все раздражают, думаю только о нем. И реву. В голос. Ну почему? Жалко до безумия! Все говорят, что ничего не изменишь, успокойся, такая у него судьба, а я от этих слов выть хочу на всю округу, потому что хочется всё изменить, и я понимаю, что не изменишь, и от этого ещё хуже становится. Я не знаю как жить с этой виной, я вообще-то сильная, но тут как будто меня просто размазывает. Его жалко просто сил нет, лежал, мучался, звал и думал, что и эти плохими оказались, не помогли, не спасли. Ходили рядом, и ничего не сделали, чтобы помочь.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 53

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Ольга, добрый день.
Спасибо, что описали подробно свою ситуацию и переживания. Вы очень чувствительный человек, раз гибель питомца вызвала у Вас такую сильную реакцию.
Но вот преобладающее чувство вины мешает Вам пережить это несчастье, вновь и вновь возвращая к переживаниям.
Когда Вы анализируете произошедшее, Вами движет невротическое стремление считать себя и свое поведение сосредоточием и первопричиной многих, происходящих вокруг, событий. В большинстве своем, это так и есть, но на очень многие вещи мы просто не можем повлиять. Мы не всегда способны повлиять на происходящее, изменить ход событий, что-то поменять своим присутствием/действиями и т.д.
Поэтому, опираться стоит на свою «хорошесть» - Вы сострадательный, чувствительный человек: помогли бездомному животному, приютили, дали кров и еду, ухаживали. Вполне естественно, что Вы привязались к питомцу и очень много для него делали.
Когда кот болел – выхаживали его, давали внимание, заботу и должный уход. Когда потерялся – искали всей семьей. То есть, все что было возможно сделать – Вы сделали. А то, о чем не догадались или не предусмотрели – так невозможно все предусмотреть и предугадать! Вы поступили так, как могли и были способны поступить на тот момент, сделали все возможное, что могли сделать. Незачем за это корить себя и близких Вам людей.
Чувство вины как раз возникает, когда человек, анализируя собственные поступки или бездействие, приведшие к плачевному результату, считает себя недостаточно хорошим. А думать о себе плохо мало кому приятно, поэтому Вы и испытываете чувство вины. На самом же деле - объективно, Вы всегда поступали хорошо, с точки зрения совести, морали, отношения к животным и т.д.
Чем можно помочь себе в таких ситуациях?
Важно принять эту потерю, смириться с ней, отгоревать какое-то время, поплакать, если хочется, даже мысленно попросить прощения, что никак не смогли помочь.
Но, количество времени, отведенное на эти мысли или проживание эмоций, важно уметь и стремиться сокращать. Прямо усилием воли, договориться с собой, что переживания будут длиться пока ежедневно, но не весь день, а какую-то часть времени и на этом - всё. Переключаться на повседневные дела, на свои интересы и потребности, возвращать себя из погружения в размышления - в состояние «здесь и сейчас».
Также важно уметь с самой собой «договориться», что ситуация, которая произошла, всецело не зависела от Ваших действий, и простить саму себя (и окружающих). Все сложилось таким образом, что многое от Вас не зависело, а если что и зависело – предугадать правильные действия, рассчитать алгоритм и последовательность этих действий не представлялось возможным. Поэтому Вы не можете полностью взять ответственность за произошедшее на себя или переложить на кого-то из окружения.
Со временем Вас отпустит, тягостные мысли уйдут. А эту ситуацию и Вашу реакцию на нее - почему Вы считаете себя виноватой и воспринимаете случившееся как произошедшее именно из-за Вас, я бы рассмотрела более детально. Это событие, на мой взгляд, вскрыло проблему Вашего отношения к самой себе. Когда получиться разобраться с этим, Ваши реакции на разные обстоятельства или неудачи будут более адекватными и здоровыми. Можете обратиться ко мне за онлайн-консультацией. Телефон/WhatsApp для записи: +79049884083
С уважением, Федорова Е.А.