Как разбудить материнский инстинкт и как перестать вздрагивать от звонков от банка и думать об этом?

Вопрос психологу:
Познакомились с молодым человеком шли годы были вместе, решили обсуждать дело свадьбы. Он постоянно говорил о том что никакой свадьбы пока не будет своего жилья, первым делом квартира. (хотя я думаю что там ещё его мама капала ему на мозг). Сначала мы жили на съёмной квартире, а потом переехали к моим родителям в дом (что было не лучшей идеей) чтоб сэкономить денег и отложить на своё жильё. В добавок к этому я взяла кредит в банке. И по сей день звонят 3 раза на день на счет него. Я выплачиваю но к сожалению с задержкой в пару дней. Но судьба распорядилась иначе и подарила нам ребёнка. Уже будучи беременна он сделал мне предложение, через 2 месяца сделали свадьбу. (почему то остаётся впечатление, что если бы не ребёнок он бы не сделал мне предложение ) наши отношения хорошие, за все 5 лет вместе ни разу, не было желания уйти от него, и он не такой человек который бы тоже меня оставил. В периода беременности я узнала что такое токсикоз, и заболела ковидом. На поздних сроках интересное положение давало знать о себе всё чаще. Очень сильно болело между грудью, даже эта боль не давала иногда уснуть. Приближались роды. Я боялась, потому что не знала, как проявляют себя схватки, а литература давала весьма расплывчатое описание. Рожала я ночью, ужасно хотелось спать, делали кс, но я даже не могла говорить, голова вообще не пускала мысли, стоило глазам закрыться, как мозг полностью отключался. На время. Надоедливые схватки постоянно будили меня. Сами роды прошли быстро, но мне казалось что я нахожусь в этой палате уже несколько часов. Когда ребёнка достали, я даже не поняла, но услышала его. Я даже не знала радоваться оттого, что всё закончилось и я смогу наконец-то поспать?!Или плакать, я ведь уже мама! Это такой ответственный момент. Мне показали ребёнка, на грудь не положили, не знаю почему. Одетого, чистого ребёнка мне показали и сказали что могу поцеловать, я расплакалась и стараясь запомнить каждую чёрточку — вдруг перепутают. Перевели в палату и приложили к груди было больно. Мало того что шрам от кс болит, сил нет, сна нет, не могу уснуть, так ещё и ребёнок грызёт грудь. В общем радости вообще не было. После выписки моя жизнь уже не пошла по-прежнему: переехали в другой район города, (мужу ближе к работе ) начали снимать квартиру, (уже не возможно было жить под одной крышей с родителями)друзей нет в этом районе, денег отложить не получалось, живем от зарплаты до зарплаты. Ещё и кредит (это самая большая ошибка в жизни, больше не когда не буду брать кредиты ) ну, а так было покормить и поменять подгузник. Присутствие ребёнка ассоциировалось с появлением в доме щенка или котёнка. Их также нужно периодически кормить и убирать. Ребёнок не спал как положено днём по несколько часов, в спал 30-40 минут, и всю ночь просыпался, я кормила, меняла памперс, потому что мужу на работу, ему надо выспаться. Постепенно счастье сменилось слезами и отчаянием. Бабушек рядом не было. (ну свекровь приезжала на пару дней в месяц (но отдыха за эти дни я тоже не чувствовала ) всё чаще меня посещали странные мысли. Иногда я представляла, как ребёнок падает с восьмого этажа. Но ведь ребёнок ни в чём не виноват, и поэтому из окна всё чаще выпрыгивала я в своих фантазиях меня раздражали магазины с их неудобными дверями, ведь ребёнка приходилось брать на руки, а вместе с ним коляску которая весит больше чем я. Я никогда не могла понять, как можно бросить малыша в коляске на улице одного. Для меня это было дикостью. Вдруг украдут? Проходили месяцы, но постоянные вспышки ярости, злобы, страха и какого-то отчаяния преследовали меня. Зачем я только хотела этого ребёнка? Ни сил, ни денег, ни свободного времени. Опустились руки, нет желания мечтать, ощущение что плыву по течению, и каждый день напоминает день сурка. Чувствую себя овощем и одновременно роботом который делает все домашние дела и смотрит за ребёнком.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Анастасия. Да, у материнства есть и другая сторона, которая ВРЕМЕННО заставляет жить на пределе своих возможностей. К сожалению, об этой стороне мало кто задумывается ДО того, как стать родителем. Родитель - это ведь НОВАЯ роль, и АДАПТАЦИЯ к ней, возможна только на практике, на протяжении определенного времени. Эта роль включает и ВНУТРЕННЮЮ ГОТОВНОСТЬ переносить разного рода сложности с уверенностью, что «свет в конце туннеля» - однозначно есть и я его увижу лично.
Анастасия, как бы сложно не было, ВЫ МОЖЕТЕ ОБЛЕГЧИТЬ этот период ПОНИМАНИЕМ (и спокойным согласием), что так как было - уже не будет и чем раньше Вы примите новую реальность, тем успешнее НАЧНЕТЕ адаптироваться к ней. НАСТРОЙтесь ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ мысленно, как если бы Ваша лучшая подруга переживала подобное. Найдите для себя добрые слова, вдохновляющие справляться с повседневными заботами. «Постройте мостик в будущее» - чаще представляйте себя счастливой мамой, которая НАУЧИЛАСЬ БЫТЬ такой. Заметьте, - не идеальной, а счастливой. Из каких занятий состоит день такой мамы? Как она заботится о себе/ малыше? (Отношениях с мужем - это чуть позже!).
Конечно, это вовсе не значит, что когда Вы чувствуете опустошенность, разочарование, физическую боль, нужно подавлять свои чувства. Нет, и еще раз - нет! Признайте их: «да, мне так больно/тяжело/плохо, что кажется, сил больше нет..» и тд. И разрешите себе эти чувства выразить приемлемым способом, например, через слезы; мысленный диалог с собой, понимание к себе и сочувствие: «кажется, что эта боль/настроение никогда не пройдет.. Но это НЕ так! Я буду учиться бережно относиться к себе и заботиться, и постепенно мне будет становится все легче и лучше..» Прямо просите мужа о помощи после работы провести время с ребенком, пока Вы примите ванну или спокойно выпьете чашку ароматного чая и тд. Иногда можно и стопку газет порвать (при раздражении, злости) или использовать раскраску «АНТИСТРЕСС» (их можно приобрести в любом книжном магазине). Состояния будут разными.. значит, и способы облегчения - будут тоже разными. Придумайте свои, помогающие Вам. И конечно, консультируйтесь с врачом, по поводу своего физического состояния. Подберите заживляющий крем/мазь для кожи груди и послеоперационных швов.
Вы спрашиваете как разбудить свой материнский инстинкт.. Прежде всего, НЕ сомневайтесь в нем! В Вашей истории есть объективные причины, по которым на данный момент, Вам трудно проявлять готовность заботиться о малыше, почти круглосуточно. Это: токсикоз и ковид во время беременности, физическая боль, операция кс, после родов малыша унесли, в то время как очень важно обеспечить немедленный контакт малыша с матерью. Именно в эти минуты, когда мама смотрит на малыша, чувствует его, кормит грудью, вырабатывается гормон окситоцин, влияющий на формирование привязанности матери к ребенку. Тем не менее, Анастасия, формирование привязанности - это НЕ ОДИН эпизод, а процесс, на который Вы можете сознательно влиять. После «хорошей порции» поддержки самой себе, Вам легче будет смотреть на малыша с теплотой и нежностью, привыкать к новой роли и расписанию в жизни. Дайте себе время, оно у Вас есть.
Кормление грудью лишь первое время вызывает боль. Но если помнить о колоссальной пользе, которую получают оба, справиться с временным дискомфортом, будет легче: грудное вскармливание продолжает стимулировать выработку окситоцина, который отвечает не только за формирование ВЗАИМНОЙ привязанности (вот Вам и пробуждение материнского инстинкта) но и помогает сокращаться матке (до прежних размеров), вырабатывается достаточное количество молока, которое благотворно влияет на иммунитет ребенка. Контакт во время кормления, заметно повлияет на дальнейшее развитие мозга ребенка, его качества. Для матери, кормление грудью, может стать хорошей профилактикой рака грудной железы.
И хорошая новость в том, что детский недосып, а значит и Ваш - НЕ навсегда, ребенок растет, а значит, время, восстановить свои силы, все-таки наступит.
Чтобы выйти из режима «Дня сурка», попробуйте отмечать в заметках (телефоне или блокноте) даже незначительные события за день: «прочитала короткую статью о послеродовом периоде», «постирала» (Вы же не каждый день стираете), «поговорила по телефону с..», «были у педиатра», «гуляли по новому маршруту», «сегодня особенно красивым было..» и тд, а через время пролистаете и вспомните, что этот период был наполнен РАЗНЫМИ событиями, хоть и не фееричными, но и «днем сурка», он не был.
С банком, я Вам не помогу, увы, не в моей это компетенции. Помните, что беспокойство по поводу звонков НИКАК не улучшит ни ситуацию, ни Ваше состояние. Вы получили опыт, да, он бывает разный.. Подумайте, есть ли возможность обсудить с сотрудником банка, небольшое изменение условий договора. Вместо того, чтобы корить себя, спокойно повторяйте «я делаю все возможное на данный момент..»
Анастасия, научитесь замечать то, что зависит от Вас и влиять именно на это. Сознательно сосредотачивайтесь на положительном: ребенок здоров; муж рядом, у него есть работа, зарплата выплачивается, жилье есть; рубцы заживают; все трудности ВРЕМЕННЫ, и тд. Отмечайте, что стало удаваться. То, на чем мы сосредотачиваемся, заметно влияет на эмоциональное состояние (да и на физическое), а также на атмосферу в семье.
Сил Вам, терпения и благополучного материнства.
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина