Плохая мать. Чувствую, будто материнство не для меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Хотела бы попросить помощи… 2 месяца назад я родила ребенка. В роддоме ,сразу после рождения дочки я ощущала какие то нежные чувства к ней. Сейчас же все больше нарастает чувство раздражения, злости. Каждый день для меня будто каторга, я просыпаюсь и понимаю, что все будет точно также как и вчера( день сурка). Мне не хватает «моей прошлой жизни»( работа, мои увлечения)… и я понимаю, что моя жизнь уже не будет прежней никогда. Но не могу этого принять. Часто возникают мысли по типу - не нужно было рожать вовсе. Чувствую, будто материнство не для меня. Иногда даже мечтаю уснуть и не проснуться…
Мне Помогают мои родители, но от этого легче лишь физически, а душевно- нет.
Стараюсь как то вжиться в «новую роль», но не выходит. В душе все время ощущение, что это не моя жизнь. Такое состояние неудовлетворенности появилось еще после выхода в декрет. Пока работала вообще не замечала, что беременна. Сейчас же ощущаю себя никчемной, неудачницей что ли.
Боюсь, что вообще так и не смогу полюбить ее…
Как мне быть?
P.S.: ребенок был незапланированный, с отцом ребенка вместе не живем.
Автор вопроса: Anеt Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте, Anеt!
Чувства неудовлетворенности, раздражения, злости, ощущение себя неудачницей, никчемной, характерна для женщин с родовой депрессией, которая обычно проявляется у 10-15% женщин на 3-4 недели после родов.
На самочувствие и самоощущение влияют гормональные изменения, а также стрессовые факторы, например, как вы описываете, что ребенок был незапланированный и с его отцом у вас, видимо, непростые отношения. Вы не указали, знает ли мужчина о ребенке, как он отреагировал на беременность, какие у вас с ним были взаимоотношения во время беременности, помогает ли он вам сейчас, но, вероятнее всего, что все свои претензии, злость, разочарование, обиды на партнера переносятся вами и на вашу дочь, как на олицетворение мужчины, который вам доставил столько неприятных чувств и не оправдал ваших надежд и ожиданий.
Во время родов вырабатывается гормон окситоцин, который из гипоталамуса транспортируется по всему организму, запуская процесс схваток. Во время появления ребенка на свет уровень окситоцина максимален. Исследования показывают, что этот гормон снижает боль и тревогу, и вызывает ощущение привязанности и эйфории при первых взглядах и прикосновениям к новорожденному. В дальнейшем усталость, гормональная перестройка, конфликты с партнером или его отстранённость, новые обязанности, выпадение из привычной жизни, служат причинами развития симптомов депрессии.
Мы можете самостоятельно пройти тест, например, Эдинбургская шкала послеродовой депрессии, найдя его в интернет, чтобы с помощью самоопросника выявить депрессивное расстройство в послеродовой период.
Конечно, для установления диагноза нужно обратиться к психиатру или психотерапевту, который проведет полную диагностику и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Вы абсолютно правильно сделали, что готовы обратиться за помощью к специалисту! Не откладывайте и не игнорирует свои симптомы!
Параллельно с визитом ко врачу, я рекомендую вам записаться на психотерапию, чтобы разобраться в себе, своих чувствах к ребенку, новой для вас роли матери и во взаимоотношениях с отцом ребенка, получить профессиональную помощь и поддержку.
Как сейчас вы можете себе помочь?
Не избегайте любой помощи, тем более, что она у вас есть. Если вы кормите грудью, то установление режима, конечно, требует времени, несмотря на это, постарайтесь, поспать, когда есть возможность, выйти пройтись на улице, хотя бы на 15-20 минут, сделать себе маникюр или ненадолго встретиться с подругами.
Не откладывайте и запишитесь в ближайшее время к психотерапевту, чтобы насладиться материнством и общением со своей дочкой!
С уважением,
Анна Штолленверк