Как проработать мысли о человеке из прошлого?

Вопрос психологу:
Больше двух лет назад мы обоюдно разошлись с близким человеком. Мы дружили более десяти лет и последние три года любили друг друга, но эти чувства только мешали, потому что я не хотела быть с ним, понимала, что в отношениях наша любовь быстро перегорит, и не сулит мне хорошего будущего этот человек, но я всё равно его любила. А он хотел быть со мной в отношениях. Так я три года то была с ним, то уходила. Потом мы сели, поговорили, и решили прекратить общение. Потому что я всё равно не буду с ним, а он любит меня и не может быть мне просто другом. Всю жизнь мы общались на постоянной основе, и дня не было, чтобы мы не говорили. Поэтому в тот день, когда мы разошлись, я боялась, что мне будет душевно плохо без него. Но на удивление я с первого дня о нём совсем не думала и не скучала. Так продолжалось два года, мои мысли он совсем не посещал, грусти не было, не скучала по нему ни одного раза. Но спустя два года что-то как перемкнуло, стал постоянно навязчиво лезть в мои мысли, начала скучать по нему, думать о нем, сниться постоянно, и сны такие живые, что просыпаюсь подскакивая с каким-то ужасом, словно это было в живую. Конечно, я не хочу возобновлять общение, писать ему, мне это не надо. Но я хочу как-то проработать свои мысли, перестать думать о нем и скучать. Это продолжается уже несколько месяцев, не знаю куда себя деть, но и общаться с ним желания совершенно нет, только какие-то душевные терзания по нему. Откуда и как они могли появляться если два года мне было всё равно? Спустя два года осознание пришло что ли? Очень странная ситуация. Надеюсь найти дельный совет как отпустить человека и не терзаться по нему более.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Колесник Ольга Алексеевна.
Алиса, здравствуйте!
Сразу попробую развеять Ваши сомнения по поводу того, откуда мысли взялись спустя два года.
Вы пишете, что пока общались с ним, вы то сходились, то расходились. Вы чувствуете здесь некоторую цикличность? Может быть и исчезновение его из Вашей жизни и снова проникновение в неё через мысли - это тоже такой цикл, который для Вас в статистическом смысле нормален.
Тем не менее Вы бы хотели эти мысли убрать, я правильно поняла?
Первое, что мне видится в ответ на это - разрыв цикла.
Есть представление о времени, как о вечном круге, а есть - как о линии, ленте.
Может быть Вам не хватает как раз такого второго понимания времени?
Насколько детально у Вас проработано будущее и планы? Есть ли цели на отдалённое будущее?
Именно про этого человека Вы написали, что не было бы с ним будущего. Хорошо ли Вы себе представляли и представляете сейчас будущее без него?
Думаю, что вполне хорошо, но всё же не настолько, чтобы видеть будущее совсем без него... Это ведь сложно, когда Вы были так долго близки. Скорее есть надежда, что иногда, когда захотите, Вы сможете к нему вернуться, но...
Если Вы хотите избавиться от мыслей о нём, может быть более важным представить, что его больше нет и не будет в Вашей жизни. Вообще.
Попробуйте нарисовать свою ленту времени: прошлое, настоящее, будущее. Отметьте на ней важные для Вас события, и в будущем - тоже, попробуйте спланировать. Можете также нарисовать его линию жизни так, чтобы она когда-то пересекалась с Вашей, но потом ушла в другую сторону и дальше Вы ничего про его будущее не знаете.
Очень важно.
Если Вам это кажется очень болезненным - то не делайте, если не будет готовы.
Также если Вам не откликается то, что я говорю, то не пытайтесь искусственно это "натянуть" на себя, потому что Вы знаете свою жизнь лучше меня, и по одному сообщению я могу только догадываться и делать предположения о том, что с Вами происходит и как помочь.
У меня есть ещё одна идея, почему мысли так могут возвращаться, откуда сны о нём... Прочитацте книгу Бенджамина Колодзина: "Как жить после психической травмы?"
Не суть важно, что в названии есть слово "травма", важно то, что в ней Вы сможете найти конкретные рецепты, как поступать с собой и своими мыслями. Может быть всё-таки это расставание было для Вашей души болезненным и травмирующим, ведь даже что-то плохое оставлять бывает больно, тем более - если человек был близкий.
И пережить расставание, даже то, которое инициировал сам, бывает больно.
Я уверена, что Вы сможете с этим справиться в любом случае, и надеюсь, подсказанные мной гипотезы будут Вам полезны.