Пьяный муж полез под поезд. Виню себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Недавно мой муж погиб. Нелепо и глупо. В сильном алкогольном и наркотическом опьянении полез под поезд. На камере было и видно его неадекватное поведение. Мой муж был любителем выпить и как я выяснила уже после его гибели ещё и употребить наркотик. Дело в том, что я бесконечно виню себя, что позволила ему уйти из дома в тот день, ведь видела, что он уже довольно пьян. Просто пришла с работы и была очень уставшая и не было сил бегать за ним. Когда он был трезвый это был лучший человек для меня. Он был заботливым и нежным. Я безумно скучаю и терзаю себя за то, что не остановила его. Хотя после его гибели узнала много неприятных моментов. Наша любовь длилась 15 лет. А теперь я осталась одна. В то же время часто злюсь на него, что так беспечно всегда относился к жизни, не берег её, ходил по краю. А теперь сын 12летний останется сиротой. Меня никто не может ни утешить, ни понять. Родители считают, что я слишком сильно и долго горюю. А я просто не представляю жизни без него. Помогите мне разобраться в себе и пережить это горе. Нужно жить ради сына. Если бы не он, то пошла бы в след за мужем не раздумывая.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Оля, здравствуйте!
Сопереживаю Вашей утрате. Хочется Вас поддержать. Понимаю, что словами сложно выразить все то, что Вы сейчас чувствуете. Не знаю сколько времени прошло после гибели Вашего мужа, первые месяцы после утраты самые болезненные, самые тяжелые.
То, что с Вами сейчас происходит – печаль, апатия, потеря смысла жизни, ужасное чувство вины – это естественные реакции в процессе проживания горя утраты. Люди могут винить себя за то, что не уберегли своего близкого, что-то не предусмотрели, во что-то не вмешались. Только не всё в этой жизни можно проконтролировать и есть вещи, которые просто не зависят от нас…
Вы не ответственны за жизнь Вашего мужа. Его образ жизни, его зависимости и его решения это был его ВЫБОР. Так же как в свое время Вы, Оля сделали выбор быть в созависимых отношениях.
Причины этого Вашего выбора мы обсуждать не будем. Для этого необходима индивидуальная работа с психологом, то, что как раз помогло бы Вам, Оля, разобраться в себе. И пережить боль утраты Вам было бы легче с психологической поддержкой.
Когда мы кого-то теряем, даже в случае ожидаемой смерти, для нашей психики естественно возникновение чувства, будто ничего не случилось, мы как будто отрицаем произошедшее. Поэтому, прежде всего, нужно признать факт утраты, осознать, что Ваш муж, Оля, ушел и никогда не вернется. И Вам необходимо по-новому организовать свою жизнь.
Когда Вы потеряли мужа, Вы потеряли не только человека, с которым были связаны определенные чувства, Вы лишились определенного уклада жизни. Возникшая пустота должна быть восполнена, и жизнь необходимо организовать на новый лад.
Не запрещайте себе жить. Общайтесь с другими людьми, мы все способны поддержать друг друга. Не отказывайтесь от помощи родных и друзей, просите и принимайте ее. Каждый из нас заботится о себе по-своему. Некоторым людям помогает физическая активность, например, прогулки или выполнение упражнений. Другие предпочитают общение с друзьями и родственниками. Позвольте себе все то, что сейчас себе запрещаете: в том числе быть несобранной, несовершенной, и еще… заботиться о себе, а не только о других…
К сожалению, нам всем приходится переживать утрату. И несмотря ни на что, какой бы огромной и тяжелой она ни была, ее можно пережить. И Вы сможете, Оля. Попрощаться не значит забыть. Это значит внутренне принять необратимость случившегося и вынести из него для себя то, что поможет жить дальше, что сделает тебя сильнее.
И еще подумайте о сыне не как о сироте, а как о близком человеке, которому тоже нужна Ваша поддержка. Мне сейчас вспомнились слова из фильма «В плену надежды», которые сказал своей матери, пережившей потерю, сын «Я не могу тебя просить жить ради меня. Каждый из нас несёт свою ношу. Но ты, как первооткрыватель, ты идёшь впереди. Если ты не можешь идти, я буду знать, что эта дорога слишком трудна, я буду знать, что в конце-то концов побеждают несчастья. Но, если ты можешь идти как бы то ни было трудно, я буду знать, что как бы то ни было, я могу справиться, потому что ты смогла»
Желаю Вам, Оля, найти мир в душе и утешение.
С уважением, София