У меня проблемы с пищевым поведением с 12 ти лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня проблемы с пищевым поведением с 12 ти лет. С тех самых пор,как умер мой любимый дедушка, который заменял мне отца. Я страдала и страдаю, то истощением то сильным набором веса. Мой минимальный вес был 40 а максимальный 89 кг. Я разучилась нормально есть. Я либо ем до боли в желудке, либо порциями ребенка. Я не могу справиться с этим самостоятельно уже много лет. Муж даже заклеил дома зеркала, чтобы я постоянно на себя не смотрела . Сколько себя помню в любом весе я кажусь себе толстой . Периодически я пытаюсь начать правильно питаться, но мне всё равно кажется , что я много ем. Потом конечно же я срываюсь на еду и происходят приступы булимии . Я бы очень хотела перестать всё время думать о еде . Это адский круг из которого я не могу выбраться. Вполне возможно это из за того , что в школе меня оскорбляли и унижали . А отец после развода с мамой , всё время указывал на мой лишний вес . Я помню как в 17 лет , ничего не ела 2 месяца. И чуть не упала под поезд в метро. Денег на психолога и диетолога у меня нет. Мне нужен совет или помощь. Я просто не знаю куда бы я могла обратится со своими проблемами. Может мне стоит лечь в больницу или какой нибудь институт питания. Люди вокруг думают, что это всё мои выдумки. Что можно просто начать есть ли перестать есть . Но все это сводит меня с ума. С этим очень сложно бороться самостоятельно. Я могу начать плакать просто так. У меня проблемы с гневом, в целом в общении с людьми. Кажется, что все вокруг смотрят только на меня.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Рахматуллина Алина Маратовна.
Здравствуйте, Анна. Я поддерживаю вас в таком большом, важном и благоприятном деле, как путь к себе.
Прочитав про вашу проблему, хочу опровергнуть слова людей, находящихся вокруг вас, которые говорят, что это все ваши выдумки и что можно просто начать или перестать есть. Это не так. Это достаточно серьезная проблема, которой можно и нужно помочь. И невозможно просто так, без некоторых моментов начать или перестать есть.
Судя по то тому, что вы пишете, могу предположить, что у вас ОРПП (ограничительное расстройство пищевого поведения). Вероятно это проявляется анорексией (делаю выводы по тому, что у вас был значительно минимальный вес) и булимией, о которой вы сами упоминаете. Постараюсь кратко и по делу направить вас по нужному пути, которое приведет к контролю над своей жизнью в целом.
Итак, в сути ОРПП лежат две составляющие:
это как питается человек, его ограничения;
Эмоции
Если концентрироваться только на решении проблем питания (что и происходило все это время, когда вы пытались решить ОРПП только контролирую еду), то возникает «крах» и все возвращается по новой. Потому что Главная причина всех расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное переедание) - не понимание своих эмоций (!)
Человек должен владеть эмоциональной саморегуляцией:
1)понимать
2) осознавать
3) выражать свои эмоции.
У ОРПП отсутствует даже первый пункт. Конечно, почти все люди с орпп или без знают, что такое эмоции и какие они бывают. Но знать - не то же самое, что их понимать.
Для этого вы должны знать, какие вообще существуют эмоции и как их отличать друг от друга.
При ОРПП человек находится в отрыве от своих эмоций, они тоже есть, но словно в стороне, а не «внутри» человека. При пищевом расстройстве нет навыка эмоциональной саморегуляции - это значит отсутствует навык управления ими, понимания, осознавания и выражения того, что вы Действительно чувствуете в данный момент. Причина, по которой иногда вы запрещаете испытывать те или иные эмоции заключаются в том, что какие-то эмоции оцениваются негативно и они от себя отбрасываются и не знаете, что с ними делать.
Обычно, во время диалога, общения с людьми, консультации люди с ОРПП ведут себя зажато, испуганно, потерянно, испытывается непролазный, дикий стыд, страх, через который приходится каждый раз продираться. И смею предположить, что когда вы смотрите на других людей, которые чувствуют себя свободно, уверенно, вы задаетесь вопросом, что у них есть такого, что они могут так жить? Как раз эти свободные люди умею понимать, осознавать и выражать свои эмоции.
При булимии могут проявится эмоции злости, скуки. Запомните! Скука-это не эмоция! Это показатель того, что у вас были какие-то эмоции, которые вы себе не позволяете чувствовать, запрещаете. Скука - это когда была эмоция, вы ее «убрали», потому что считаете ее плохой и вот на пустом месте образовалась скука.
Итак, самая первая задача на пути к решению вашей проблемы с ОРПП - работать с эмоциями!
Эмоции нужны, чтобы контролировать свою жизнь и управлять ею. Еда должна быть отделена в жизни, как обычная вещь. Эмоции должны быть направлены на Жизнь, а не на еду. А когда у человека ОРПП, то как раз эмоции направляются на еду: вы из-за этого фокусируетесь на пище, потому что единственное, чем вы можете управлять - это еда, тем что вы питаетесь и как. После приобретения навыка эмоциональной саморегуляции у вас появится естественный, природный защитный механизм от пищевых расстройств.
На протяжении 2-х недель вы должны учиться понимать свои эмоции. Помните, что они у вас есть, но вы пока не привыкли к ним обращаться. Есть основные базовые эмоции (отрицат.: стыд, злость, страх, вина, отвращение; позит.: радость, любовь, интерес. Да, есть и другие, но это Базовые, которые нужно понимать и отличать друг от друга).
Заведите себе тетрадь, в которой вы зарисуете таблицу в 5 столбиков:
1) событие (которое привело к возникшей эмоции)
2) физические реакции (что испытало ваше тело в связи с этим)
3) мысль (которая возникла, когда вы это почувствовали)
4)действие (которое вы совершили, когда почувствовали эту эмоцию)
5) и сама эмоция естественно.
На протяжении этих 14 дней вы любую эмоцию, которую испытали, должны провести через себя, определить ее. Например: что это я сейчас почувствовала? (эмоции) О! Это была вина. А из-за чего? (пишете в столбик события) и что я в теле ощутила? (физ реакции) и что думаю из-за этой вины? (мысли) и как я себя веду? Что я делаю? (действия). Вы должны пережить Все основные эмоции, чтобы научиться их распознавать, и различать друг от друга. Через 2 недели вы этому научитесь, если будете Постоянно на этом сконцентрированы. И таким образом все ваши эмоции станут буквально осязаемые, вы почувствуете, что контролируете свою Жизнь! По началу может быть страшно, но у вас появится опора под ногами и вам понравится быть хозяйкой своих чувств). Вы научитесь не только понимать, но и осознавать и выражать адекватно свои эмоции (для этого изучите тему Ненасильственного общения по книге «Язык жизни.Ненасильственное общение» Маршалл Розенберг) и у вас улучшатся отношения с окружающими и, самое главное, с самой собой.
При ОРПП возникает так называемый «порочный круг». Он устроен так: вы накладываете на себя строгие пищевые ограничения - в следствии этого ваш организм систематически не получает необходимых питательных веществ - из-за того, что организм недоедает, он берет свое и переедает, «срывается» - из-за этих перееданий возникают негативные эмоции страха, стыда, вины, злости, направленные на себя - в следствии этих негативных эмоций вы накладываете на себя еще больше ограничений из-за которых порочный круг замыкается (ограничения - недоедания - переедания - негативные эмоции - и ве заново - ограничения, недоедания, переедания, негат. эмоц…)
И Вот вторая цель в избавлении от ОРПП - разорвать этот самый «порочный круг».
При ОРПП ограничения питания направлены на:
Что мы едим?
Сколько?
Когда?
Ваша задача при работе с едой сводится к тому, что вам необходимо снять Все ограничения: не будет ограничений - не будет недоеданий- не будет недоеданий - не будете переедать. А эмоции вообще вывести из этой цепочки в сторону. И таким образом нужно будет научится процессу интуитивного питания. Это такой процесс, когда человек ест ЧТО он хочет, СКОЛЬКО он хочет и КОГДА хочет и при этом является максимально здоровым, красивым и поддерживает свой вес без каких-либо усилий (а вот и секрет есть сколько хочешь )) ) (по этой теме рекомендую книгу Бронниковой «Интуитивное питание»)
Но за такой долгий период нахождения в ОРПП у вас возникает компульсивное переедание (навязчивый характер переедания, тот самый «порочный круг»). Вам нужно выработать у себя Нулевую реакцию на переедание (говорите себе: ну переела и переела. Значит голодная была.) вам нужно разорвать этот порочный круг! При булимии, если вызываете рвоту, то не вызывайте ее. Переели, испытываете ужаааасный стыд, вину, злость, но никак не вызывайте у себя рвоту и не выставляйте ограничения в еде на следующий день. Эта связь Должна быть вами разрушена. Убирайте вообще Все (!!!) Ограничения в еде (не ели тортик? ешьте! Ели мало - ешьте больше!) Убирайте ограничения по тому ЧТО вы едите СКОЛЬКО и КОГДА. (изучите тему протокола рекавери минимауд, миннесотский голодный эксперимент) и организм сам придет к нормальному для него весу и состоянию здоровья. Нужно этой системе следовать гибко, ориентироваться под себя, перестать испытывать негативные эмоции по поводу еды.
Ваша основная задача в избавлении от ОРПП - это работа со своими эмоциями в первую очередь! Если у вас возникают негативные эмоции при принятии пищи - не ведитесь на них, не ограничивайте себя. Действуйте противоположным образом: Вы едите пирожки - вам стыдно, страшно, злитесь - вы хотите перестать есть - вы не перестаете, вы продолжаете есть. Это упражнение выполняете, когда хотите чувствовать себя по-другому: здоровой, счастливой, без постоянных переживаний о своем весе и своей еде.
Анна, сейчас на пути к полноценной жизни, вам обязательно нужна поддержка вашего ближайшего окружения, максимальное отсутствие критики и полное принятие (и да, зеркала все отклейте! Это тоже ограничения, которые нужно снять). Найдите себе образ девушки, которая излечилась полностью от ОРПП, читайте рекомендованную мной литературу и другие книги.
В добрый путь! Вы все сможете!