Очень сложный мужчина. Я не смогла найти подход или это токсичные отношения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Полгода встречаюсь с мужчиной. Оба в разводе, у меня теплые отношения в семье, он не поддерживает отношения с сыном. Нам 46 и 54 года. У него тяжёлый характер. Но я вижу много положительных качеств в моем мужчине: целеустремленность, увлеченность работой, постоянное стремление к знаниям, к новому, нестандартность мышления, руки золотые, знает и умеет всё, постоянно в делах, у меня дома постоянно что-то делается ,усовершенствуется, говорит, что каждый день нужно что-то делать для улучшения жизни. Но есть проблемы в общении. Он-деловой, сухой и умный, я-человечная и эмоциональная. Я всегда старалась выстраивать партнёрские отношения, чтобы слЫшать, понять, на взаимном обмене, с поддержкой. От него вижу множество дел, но моральной, эмоц.поддержки нет. Наоборот, когда случаются проблемы, он или устраняется или обвиняет меня, что я сглупила, мыслю шаблонно и тд. Критика с его стороны, перемена настроения, требование быть максимально внимательной к его словам-очень часто, похвалы и благодарности нет совсем, комплимент можно услышать только во время близости. Поймала себя, что вынуждена продумывать слова, и то не знаю какой будет реакция, очень обидчив. В последнее время инициатор примирения всегда я. Из последнего: приехал в гости, заболел, выхаживала неделю, молча уехал с температурой, заразил меня ковидом тоже. Пишу ему, почему молча, почему нельзя обсудить вызвать врача или скорую. Ответ-виновата, мне стало хуже, ничего не предприняла. Лег в больницу, интересовалась здоровьем, а оттуда-только сухие команды, требование отчётов как лечусь. Как генерал с рядовым. Тотальное непонимание. Потом он объяснил, что концентрировался на главном. Это понятно, но...общение очень странное. Попросить моральной поддержки на расстоянии невозможно-игнор и обвинения. Только лично, тогда он может обнять и сказать как поступать. Пыталась все объяснить ему, но, кажется, игра должна быть только по его правилам. Мне важен контакт, обсуждение, доверие, в случае неприятностей-поддержка. Мужчина-человек дела, сгусток воли. Когда у меня случаются неприятности или проблемы, он помогает их решать, но при этом следует выговор о моей неэффективности. Ссоры стали частыми, похоже, он от них устал. Хотя в начале отношений все было по-другому. Он выслушивал и приезжал. Но ведь я реагирую на его поведение! Ссоры можно было прекратить в самом начале извинением. Но -нет. Извинялся, но говорил, что не понимает за что. Из последнего: договорились, что приедет в гости 8 марта и в 17-18 ч и сходим в ресторан. Я приготовилась, оделась, позвонил в ДЕВЯТОМ часу по дороге. Услышал, что поздно и сразу вопрос: мне уехать обратно? Я ответила, пусть поступает как хочет. Он развернулся и по смс разорвал отношения 8 марта. И снова задумалась, что может это я не донесла, что именно в 18ч. встречаемся...Ловлю себя, что на многие вещи смотрю по-другому благодаря ему, наверно встряска и взгляд со стороны мне на меня же были нужны, но не чувствую себя любимой женщиной как хочу, очень много отрицательных эмоций. Чувства к нему есть. Но у меня другое представление о взаимоотношениях, они должны быть для радости, поддержки и совместных целей. Сейчас у нас есть только его правильное мнение и полный игнор диалога и мое неправильное поведение. Это очень сложный мужчина и я не я не смогла найти подход или токсичные отношения? Или что-то не понимаю и делаю ошибки тем, что реагирую на то, что мне не нравится? Спасибо, извините за длинное письмо.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 46

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Надежда.
Для того, чтобы построить отношения, в которых вам будет комфортно, важно:
- видеть в своем партнере и достоинства, и недостатки, при этом недостатки должны быть переносимыми
- отношения на равных
- есть возможность разговаривать о том, что происходит, и договариваться обо всем
- рядом с партнером должны преобладать позитивные чувства, не должно быть вины и отвращения
- жизнь с партнером должна быть лучше, чем без него
- отношения стимулируют развитие, дают поддержку
Любовь – это интерес к партнеру, забота о нем и сексуальное влечение.
Вот на эти критерии можно опираться, чтобы понять, насколько ваши отношения гармоничны. Давайте разберемся, что происходит у вас.
Вы своего партнера видите целостно. Четко выделяете то, что не нравится:
- «моральной, эмоц.поддержки нет»
- нет уважения к вашему мнению, чувствам и желаниям: «его правильное мнение и полный игнор диалога и мое неправильное поведение
- недостаточно позитивних переживаний: «очень много отрицательных эмоций», нет «радости, поддержки и совместных целей»
- нет отношений на равных: «общение очень странное», «как генерал с рядовым»
- мужчина привык критиковать, обвинять, давать оценки вместо поддержки.
Использование обвинений – это манипуляция, стремление получить власть и контроль над человеком. Вина заставляет человека делать то, что он не хочет, искупать якобы нанесенный ущерб. Обвинения – это дорога к разрушению отношений, так как вина - очень тяжелое чувство и противостоит самой жизни. Часто родители используют вину в воспитании детей. Можно предположить, что и вашего мужчину родители воспитывали, используя этот патогенный способ. Теперь он повторяет с вами то, что когда-то делали с ним.
Вы отмечаете, что мужчина решает ваши проблемы, усовершенствует быт. Взрослый заботливый мужчина - это идеальный образ отца. На самом деле и женщины и мужчины в партнере ищут маму, не важно, какого пола партнер, которая согреет, накормит. Но, к сожалению, в таких отношениях со временем полностью угасает сексуальное влечение, так как с папой/мамой не спят.
В вашем письме интересная описка в последних предложениях. Возможно, она отражает, как вы на самом деле себя чувствуете рядом с этим мужчиной: «Это очень сложный мужчина И Я НЕ Я не смогла найти подход». Вы не чувствуете себя не только любимой женщиной рядом с ним, но вам приходится отказываться от самой себя.
Если это так, то важно понимать, что отказ от своей личности, от своих ценностей обычно заканчивается для человека полным крахом, провалом в глубокую депрессию, потерей смысла жизни. Вам стоит хорошо подумать, насколько помощь мужчины в решении проблем и хозяйственные усовершенствования, стоят того, чтобы вы себя полностью «перекроили» под его требования.
Вы также отмечаете и сильные стороны мужчины, за которые цените его: «целеустремленность, увлеченность работой, постоянное стремление к знаниям, к новому, нестандартность мышления, руки золотые».
Ваше отличие с мужчиной – это то, что вы живете чувствами, а он разумом, логикой. Но это не является проблемой. Отношения строятся по принципу компенсации недостающих качеств, либо по схожести партнеров. У вас компенсация. Это означает, что вы притянулись друг к другу, что бы развить в себе те качества, которых вам не хватает, но они выражены у партнера. И вы отмечаете, что общение с мужчиной вам принесло определенную пользу: «Ловлю себя, что на многие вещи смотрю по-другому, благодаря ему». Вам не хватает структурированности, функциональности, чувства вас захватывают, и вы не умеете ими управлять. Зато ваш мужчина их чрезмерно контролирует, что мешает ему быть теплым, эмпатичным и получать удовольствие от эмоциональной близости. Он живет только головой, но такая жизнь скучная, однообразная, серая. Он пытается компенсировать чувства большим количеством дел, но, к сожалению, это ему не помогает чувствовать себя живым, наполненным.
Благодаря вам мужчина получает доступ к своему внутреннему источнику чувств, вы пробуждаете его. Но ему страшно от такого наплыва переживаний. Поэтому он убегает, прячется от вас. Скорее всего, в его прошлом были события, когда сильные чувства привели к неприятностям. Часто родители запрещают ребенку проявлять злость, требую послушания. И ребенок отказывается от своих чувств, считает, что они приносят только вред. Однако, взрослый человек с запретом на злость, все таки ее проявляет под видом пользы, навязывая другим свои правила и взгляды на жизнь. Для окружения такой человек действительно воспринимается тяжелым. Но это лишь показывает, как ему тяжело живется с подавленными чувствами. На самом деле, вы облегчаете ему жизнь, когда эмоционируете и устраиваете ссоры.
У вас есть чему друг у друга научиться. Ему стать более эмоциональным, открытым, научиться доверять своим чувствам, а вам стать более рациональной, сдержанной. Вам обоим стоит научиться разговаривать и доносить то, что для вас важно в той форме, которую способен воспринять партнер. Вы пишите, что вы «человечная». Возможно, это именно тот момент, когда ваша человечность может максимально пригодиться. И вы сможете посмотреть на своего мужчину с интересом. Увидеть, что он на определенном этапе своего личностного роста и вы – его помощник.
Вы друг другу очень нужны и полезны. Вопрос – насколько для вас выносим это процесс развития и расширения вашей личности? Сможете ли вы выдерживать проявления мужчины, которые вам не нравятся?
Путь трансформации никогда не бывает простым и легким. А спокойные, предсказуемые, безопасные отношения часто ведут к деградации.
На эти вопросы, кроме вас, никто не даст ответ. Здесь важно ориентироваться на свои ощущения.
Иногда отношения держаться до тех пор, пока партнеры не откроют в себе те качества, которых им не хватало. И на этом отношения угасают. Особенно, если у пары нет долгосрочных целей.
Надеюсь, мои комментарии помогут вам увидеть ваши отношения со стороны, и вы примите верное решение. Успехов вам, Надежда!