Не хочу жить после смерти мужа.

Вопрос психологу:
15 дней назад умер мой Алеша... Через три дня ему исполнилось бы 61. Никогда не жаловался на сердце, но именно оно и подвело. Умер за рулем, сразу. Патологоанатом сказал, что все органы в норме, но вот сердце... большое и мягкое...как тряпочка. Я все время надеялась, что первой уйду я, он был всегда таким подвижным, живым, шутил, смеялся и ни на что не смотрел серьезно. Всегда говорил, что в жизни всё поправимо, кроме того момента, когда на крышку гроба падает земля. И вот он умер, и ничего нельзя исправить. Он был моей надеждой, опорой, я знала, что поможет всегда, не оставит, не бросит в любой ситуации, я всегда чувствовала себя под его защитой, его рука, его плечо были всегда рядом. У него были дети от первого брака - сын и дочь, больше детей он не хотел и говорил, что мы будем жить друг для друга. Я любила его, верила каждому слову и ради того, чтобы быть рядом с ним, была готова на все. У вот теперь у меня вообще больше никого нет, родители давно умерли, нет братьев и сестер, нет никого. А еще больнее то, что оказывается параллельно со мной существовала другая женщина, до странности на меня похожая и всего на пару лет моложе, которой он говорил такие же слова, как и мне. Их отношения были долгими. Эта женщина появилась у него через 5 лет после нашей свадьбы. А я узнала об этом только после смерти Алеши. Это двойную тяжесть я боюсь, что не вынесу, я потеряла любимого человека и одновременно человека, о котором многого не знала. 20 лет он двум женщинам говорил одни и те же слова, давал одни и те же обещания, даже подарки дарил одинаковые - зачем??? Почему не развелся со мной, почему не женился на ней? Почему не хотел, чтобы у нас были дети, а с той женщиной хотел иметь ребенка, даже ЭКО она делала несколько раз, последний раз в 45 лет, но ничего не получилось. Зачем было вести эту двойную жизнь, постоянно что-то скрывать и врать мне столько лет... Я бы все поняла, приняла и, переболев расставанием, возможно начала бы новую жизнь, ведь 35 - это не 55... Обида как удар ножом из-за угла, два зверя рвут меня сейчас на части - боль от потери и боль от обиды, и я не знаю, какая из них сильнее. Хочу заснуть и не проснуться, ибо не вижу смысла в жизни и никому теперь не верю...
Автор вопроса: Александра Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Александра!
Приношу Вам свои соболезнования в связи этой с этой тяжелой потерей и сочувствую Вашему теперешнему состоянию, когда обида, гнев, непонимание причин измены мужа и тайна, открывшаяся после его смерти, неожиданно навалились на Вас и лишили того, чем Вы дорожили ранее. Со смертью любимого человека всегда тяжело примириться, но вдвойне сложно сделать это, узнав об измене, когда уже нет возможности поговорить с ним и выразить свои чувства. Смерть является наиболее тяжелой из утрат. Переживая ее, мы сталкиваемся с тем, что осталось от наших прерванных отношений или вынужденных разлук.
Вы пишете, что любили мужа, значит, все-таки были счастливы с ним. Ваше доверие к мужу много лет укреплялось, подкрепляясь положительными эмоциями, но наступил день, когда оно рассыпалось, как замок из песка. Ваш муж много лет оставался с Вами, хотя ему чего-то не хватало, и он предпочел получать это от другой женщины, но не оставлять Вас. Очевидно, ему было совестно признаться Вам во всем, он не хотел уберечь Вас от стресса и негативных эмоций. Простить мужа за этот поступок непросто, но это необходимо сделать для того, чтобы изменить свое внутреннее состояние и начать жить без него.
В сложившейся ситуации сложно найти другие смыслы жизни, ведь основной ее смысл - быть рядом с любимым человеком, внезапно исчез. Человек, который был рядом много лет, дважды покинул Вас (смерть и предательство).
Поскольку у Вас нет родственников и близких людей, нет друзей к которым можно обратиться за помощью и поддержкой, Вы испытываете боль потери еще сильнее. Вы не можете смириться с фактом смерти мужа, и наверняка проигрываете в голове разные ситуации и диалоги с его участием.
Если мы не способны проделать необходимую эмоциональную работу, чтобы позволить утраченным нами людям уйти, то они постоянно присутствуют в нашем подсознании. Не полностью пережитые утраты, другими словами, перемены, к которым мы не адаптировались, омрачают нашу жизнь, ослабляют нашу энергию и ухудшают нашу способность устанавливать отношения. Ход жизни каждого человека зависит от его способности справляться с подобными переменами, адаптироваться к утратам и использовать изменения как средство личностного роста. Если мы не можем горевать, мы становимся заложниками старых ценностей и отношений, остаемся за пределами настоящего, потому что мы все еще живем в прошлом. На нашу способность к переживанию горя влияют четыре фактора. Первый касается эмоционального состояния оставшегося в живых: у тех, кто испытывал в детстве недостаток заботы или столкнулся с целым рядом потерь, переживание горя может быть особо тяжелым. Второй фактор затрагивает природу утраченных отношений: их тяжелее пережить, когда они были связаны со слишком высокой зависимостью или незаконченными делами. Третий фактор связан с обстоятельствами утраты: когда кто-то умирает внезапно или при отягчающих обстоятельствах, принять смерть труднее. Последний фактор обусловлен запретом на выражение печали, существующим в современном обществе.
Зигмунд Фрейд утверждал следующее: женщина, страдающая от потери любимого, не представляет, как пережить смерть мужа потому, что на подсознательном уровне хочет разделить свою судьбу с умершим.
Именно от этого приходит состояние шока, потеря интереса к окружающему миру, что сопровождается отсутствием желания к каким-либо действиям. В современной психологии выделяют такие фазы скорби (это поможет Вам понять, что происходит с Вами сейчас):
1. Отрицание. «Этого не могло со мной произойти, это неправда».
2. Гнев. «Как это могло случиться, почему именно со мной? Чья вина в этом?».
3. Неприятие случившегося. «Это всего лишь страшный сон, а после пробуждения всё вернётся на свои места».
4. Депрессия. «Мне нехорошо, я ничего не хочу и не могу, мысли лишь о муже».
5. Принятие. «Я смогла смириться с тоской и приняла ситуацию, которую подбросила мне судьба».
После смерти мужа у многих женщин появляются определённые эмоции:
- Злость на людей. Женщина, оставшаяся один на один с осознанием смерти мужа, проявляет агрессию по отношению к окружающим. Ей непонятно, почему все счастливы, когда мир так несправедлив, и это ее раздражает.
- Обида и злость на саму себя. Чаще всего это проявляется в мыслях о самоубийстве. И если женщина считает, что подобную идею можно привести в действие, ей нужна незамедлительная профессиональная помощь специалистов.
- Чувство вины. Женщина спрашивает себя, почему она не смогла сделать всё возможное, чтобы трагедия не случилась.
Отчаяние поглощает и не позволяет выбраться из своего кокона, в который люди себя помещают при утрате близких. Не замыкайтесь в себе, общайтесь с другими людьми заведите новых приятелей. Займитесь волонтерством, ведь добрые дела (особенно для людей, которые попали в аналогичную ситуацию) всегда приносят радость. Вам станет гораздо легче пережить печальные события, если будете помогать другим.
Также хочу предложить Вам технику расторможения эмоций, которая позволяет раскрыть подавленные эмоции и осознать их причину.
Подробнее:
Первый шаг - выберите спокойное уединенное место, где вам никто не будет мешать. Желательно отключить телефон. Подготовьте лист бумаги А4 и ручку.
Второй шаг - настройтесь. Прислушайтесь к себе. Вспомните ситуацию, где что-то осталось невысказанным, что еще болит, по поводу чего еще есть много мыслей, беспокойства.
Третий шаг - начните писать все, что приходит в голову. Задача - выпустить подавленные эмоции, сдержанные когда-то слова.
Вначале может быть ступор. Тогда начните писать хоть что-нибудь, вскоре слова придут сами.
Можно использовать отдельные слова, фразы, предложения. Пишите в разных направлениях, горизонтально, вертикально, по диагонали и по кругу, наслаивайте текст, пусть его будет много и постепенно он начнет превращаться в кашу.
Важно писать рукой по бумаге - так задействуется тело и это помогает достать из него подавленные чувства. Конечная задача - сделать лист нечитаемым, это можно сделать только ручкой. Это не письмо, его не надо отправлять. Это только выход эмоций.
Эмоция постепенно нарастает, проходит пик и затухает. На пике слов льются сами собой, вы можете даже не успевать их записывать. Если слезы польются, дайте им быть, не тормозите и не подавляйте. Слезы - это принятие, смирение, облегчение, освобождение.
После выполнения техники наступает облегчение и опустошение. Лучше всего делать ее вечером, чтобы после всплеска эмоций лечь спать.
Лучший способ отвлечься от грустных мыслей – начать искать новые цели и ориентиры в жизни. Безразличие, депрессия ведут к опустошению и деградации, а далее - к серьёзным психическим расстройствам. Жизнь мужа подошла к концу, но Ваша - продолжается, поэтому не нужно упускать возможность прожить её достойно. Если рядом с Вами нет дорогих Вам людей, то пока жить нужно ради самой себя. Реализоваться можно в любом возрасте, главное – действовать!