Перестала верить в собственные силы.

Вопрос психологу:
Всё отрочество у меня было очень много амбиций и самоуверенности, я была беспрекословно уверена в том, что мои цели осуществятся, даже если толком ничего для этого не делаю. Собственно, примерно так и сработало. Получилось поступить в престижный университет в замечательный город. Первый курс прошёл волшебно, голова постоянно была занята учёбой и развлечениями.
Первое время после поступления очень гордилась тем, что выхватила себе такую "путёвку в жизнь", а сейчас меня перестали удовлетворять эти достижения и кажется, что хвалиться здесь совсем нечем. Учёба мне нравится, хочу пойти в научную деятельность по своему направлению, но уверена в том, что для этого слишком мало делаю и не слишком умная для этого. Учиться больше, чем учусь сейчас не получается - начинается эмоциональное выгорание и желание делать хоть что-то пропадает. Пишу это и ругаю себя за то, что ищу отговорки. Постоянно виню себя в прокрастинации, очень устаю. Понимаю, что без магистратуры и аспирантуры мне в серьёзной деятельности делать нечего, но моя семья не сможет содержать меня на протяжении более чем восьми лет учёбы, а совмещая очные занятия в университете (только на очные занятия есть бюджетные места) и работу, совсем попрощаюсь с ментальным здоровьем. На почве всей этой шаткости и неопределённости создаётся ощущение, что все мои потуги в учёбе бессмысленны.
Я пыталась анализировать своё нынешнее положение и выстроить шажочки к будущей себе, но вся карьерная лестница рушится на недостаточных усилиях и несложившихся обстоятельствах. Испытываю постоянную тревогу, совсем нет ощущения спокойствия. Думала, что это всё отойдёт на второй план, если я влюблюсь, но только открыла новую проблему с тем, что мне никто не интересен (общалась с огромным количеством молодых людей разных возрастов, профессий и пр.). Чувствую себя неполноценной, все в моём окружении уже хотя бы попробовали вступать в отношения. Кажется, что сейчас, - когда я такая юная, эмоциональная, красивая и не успела ещё получить по лицу от жизни, самое время для самых светлых чувств и эмоций. А их, можете себе представить, просто нет.
Вот так и учиться нормально не получается, и влюбиться тоже! План перекрыть одно другим не сработал, только ощущение собственной незначительности и тревоги из-за будущего усилилось, очень уж хочется самореализоваться. А что делать, как от этого избавиться - теперь совсем непонятно.
Автор вопроса: Аня Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Анна, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Ваше послание пронизано тревогой. Вроде бы, в Вашей жизни все складывается именно так, как Вам хотелось - Вы поступили в престижный университет, живете в том городе, который Вам так нравится. И первое время себя действительно чувствовали прекрасно. Но в какой-то момент чувство тревоги стало нарастать. Можете, пожалуйста, вспомнить эту ситуацию? Или какой-то конкретный эпизод, который предшествовал усилению тревоги? Также расскажите, пожалуйста, как именно помогатете себе сейчас справляться с тревожными мыслями? Как, на Ваш взгляд, это помогает в ближайшей и долгосрочной перспективе?
А сейчас я предлагаю сделать небольшое упражнение. Представьте, что каким-то образом Ваша тревога перестала занимать столько места в Вашей жизни. Вы перестали тревожиться. Эти мысли так Вас больше не угнетают. Куда бы в этом случае Вы направили свое внимание? Всю ту энергию, которая высвободилась в тот момент? Вы пишете о значимости научной работы в Вашей жизни. Расскажите, каким ученым Вам важно становиться? Какие качества в себе развивать? Какие возможности уже сейчас у Вас для этого есть? Какой самый маленький шаг в направлении реализации этих ценностей - становится ученым - Вы можете сделать уже сейчас из своей текущей жизненной ситуации?
Ведь единственное, что мы можем контролировать в своей жизни - это наше поведение. Мы не можем заставить себя испытывать только определённые эмоции или думать только о чем-то одном. Так это не работает. Но мы можем учиться видеть свои мысли, видеть свои эмоции, давать им место в своей жизни и учиться выбирать именно то поведение, которое помогает в реализации наших ценностей.
Буду рада Вашим комментариям.
Готова продолжить работу с Вами в случае Вашей решимости научиться выбирать ту жизнь, которая подходит именно Вам.
С уважением,
Алёна