Как избавиться от токофобии и неприятия себя?

Вопрос психологу:
Добрый день! Впервые обращаюсь к психологу, однако моя проблема, связанная с токофобией и неприятием себя, появилась очень давно. Мне крайне трудно смириться со своим полом, с "женской долей", страхом перед родами, очень близко к сердцу воспринимаю комментарии в духе: "часики тикают", "вот когда у тебя появятся свои дети!", "ой, бред не неси, все рожают и никто не умер" и т.д. Пусть не каждый день, но довольно часто можно встретить в жизни моральный прессинг со стороны общества к женщинам. На фоне этого я чувствую свою неуверенность, страхи, ощущение того, что кому-то что-то задолжала, чувствую даже свой грех перед богом, т.к. не могу примириться и принять себя такую, какая я есть. Я очень надеюсь найти на этом сайте профессионального психолога и человека, который действительно хочет помочь справиться с перечисленными выше проблемами. Я пыталась справиться со своей проблемой самостоятельно, обращалась за поддержкой и помощью к близким и друзьям, но ничто из этого не помогает. Буря лишь на время затихает, а затем вновь все возвращается на круги своя, стоит мне увидеть что-то травмирующее в фильмах или прочитать где-то на сайтах о женской доле, ее боли, родах и т.д. Надеюсь на скорый ответ, заведомо благодарю за отклик!
Автор вопроса: Anonymous13 Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Anonymous13, добрый день!
Хоть Вы и начали своё письмо с того, что никогда не обращались к психологу, но, судя по тексту Вашего письма, становится очевидным, что Вы уже достаточно времени уделили самостоятельному изучению своего состояния, совершали разные попытки избавиться от него и даже нашли его научное название – токофобия.
Токофобия (чтобы посетители сайта тоже понимали, о чём идёт речь) – это, простым языком, страхи женщины, связанные с беременностью и родами. Встречается довольно часто у женщин, которые пока не рожали, но когда-то увидели фильм, документальное видео или наслушались от женщин разных историй о том, как у кого-то тяжело протекала беременность, как сложно проходили роды.
Обычно такие откровения сопровождаются красочным и эмоциональным описанием разных болезненных физиологических подробностей процесса, который и внешне может выглядеть весьма неэстетично, или описанием того, как бесцеремонно обращаются с женщиной в этом беспомощном положении окружающие.
Именно эти страшные описания и высокая впечатлительность, эмпатийная (сопереживательная) способность слушающей эти страшилки женщины позволяют ей буквально натянуть на себя чужие переживания, глубоко эмоционально погрузиться и в мельчайших подробностях физически прочувствовать чужой опыт. Это, чаще всего, и является причиной развившейся токофобии.
Но токофобия может развиться и у рожавшей женщины, если беременность имела патологическое течение, после родов была депрессия, случились некоторые физиологические и психологические повреждения, связанные с беременностью и родами, которые женщина оказалась не в силах скорректировать или принять.
Конечно, в случае реального наличия этой или иных фобий задушевными беседами с друзьями исправить ситуацию не получится. Именно этим и объясняется то, что эффект от разговоров длится недолго. Не поможет и одна единственная беседа с психологом или психотерапевтом. Поэтому нужно настраиваться на то, что Вам нужно будет приложить усилия и найти того специалиста, который сможет Вам помочь.
Каждый специалист применяет разные методы, одни сработают в Вашем случае, другие - нет. Это не говорит, что психолог плохой или Вы какая-то «не такая», просто Ваш случай потребует времени и усердия, будьте к этому готовы.
Фобия возникла некоторое время назад, значит, она могла уже словно прорасти в сознание, сплестись с другими фобиями, Вы могли с ней буквально сродниться, а потому психика может начать упираться при попытках «выкорчевать» причину фобии.
Нахождение причины фобии всегда связано с поиском болезненного места, опыта пережитой травмы, которую Ваш мозг попытался задвинуть подальше, забаррикадировать, замаскировать, чтобы это Вас не пугало, не мучило, чтобы Вы про это забыли. А если у Вас есть страх перед болью, то Вы можете начать сопротивление терапии только по одной этой причине, ведь процесс терапии может быть связан с болью.
На самом деле беременности и родов боятся (или хотя бы опасаются, переживают, волнуются) очень многие женщины, и это нормально. Но любовь к супругу, потребность материнства может стать гораздо сильнее этого страха, а потому женщины каждый раз боятся, но всё равно беременеют и рожают. И так – по бесконечному кругу жизни.
Но бывают настолько сильные страхи (или настолько слабый материнский инстинкт), что для женщины становится буквально невыносимым даже представить себя в роли будущей матери. Это вызывает очень сильные психологические и физические страдания, словно женщина реально переживает что-то ужасное, хотя этого нет в данный момент. Тогда нужно искать, с чего это всё началось.
Для поиска причины, которая именно в Вашем конкретном случае запустила этот фобический механизм, необходима работа с психологом. Возможно, Вам потребуется индивидуальная терапия или работа в специальной группе (при женских консультациях и роддомах бывают психологи, специализирующиеся на проблемах, связанных с беременностью и родами, к ним можно записаться через медицинский полис, уточните эту информацию у себя в городе, где Вы живёте). Или найдите платного специалиста, который специализируется на этой теме.
Возможно, Вам потребуется выполнение упражнений с телесно-ориентированным психологом, но это должно быть Ваше физическое присутствие на занятии, а не дистанционная работа через интернет, не письменная консультация.
Возможно, Вам поможет психоаналитик. В любом случае, будьте готовы к тому, что могут начать копать очень глубоко, будут задавать «странные» вопросы о предках, о Вашем детстве, об отношениях с родителями, о Вашем первом сексуальном опыте, были ли у Вас случаи сексуального насилия и о многом другом.
Может быть Вам известна история о том, что кто-то в роду умер в родах или стал калекой после неправильно проведённых родов, что кто-то умер во время беременности, что кто-то сделал очень много абортов, у кого-то после родов или во время беременности умирали дети, кого-то бросил муж после рождения детей и т.д. Эти истории могут относиться не только к тем, кого Вы лично знаете, но и к тем, кто умер ещё до Вашего рождения.
Или это могла быть ситуация в жизни вообще постороннего человека, даже литературного героя, но она произвела на Вас впечатление. Вы можете считывать эту информацию и переносить её на себя, запрещать себе допустить саму возможность повторения той же ситуации с Вами.
Может быть кто-то, о ком Вам известно, стал плохо выглядеть, заболел, сильно растолстел во время беременности и после родов, что послужило причиной того, что женщину бросил муж. И Вы так же боитесь потерять привлекательность.
Покопайтесь в том, что имеет отношение к взаимоотношениям в семье со стороны мужчины - в роду или в ближайшем окружении или в услышанных от кого-то историях.
В письме Вы явно указываете на некую ситуацию, когда женщину мучил мужчина, издевался над ней только за то, что она женщина. Может здесь речь идти и о сексуальном рабстве, когда женщина рожала в ужасных условиях, ей не оказывалась помощь. Откуда в Вашей голове эти истории? Или это воспоминания?
Может быть и другая причина, которая связана с тем, что Вы не хотите беременеть и рожать от того мужчины, который в данный момент есть рядом. Не секрет, что бывают психологические причины того, что здоровые мужчина и женщина не могут зачать ребёнка между собой, а «на стороне» это у них получается сразу. Тогда стоит подумать, почему этим двоим нельзя вообще или в данный момент становиться родителями. Может быть причина в медицинских противопоказаниях, которые психика улавливает, но не может логически обосновать, объяснить, и не даёт появиться ребёнку, который будет обречён на некое генетическое заболевание, например. Причин может быть много.
Как Вы вообще относитесь к детям? К беременности? Когда это не у Вас, а у других.
Вы абсолютно правы в том, что существует социальное давление на людей, которое связано с возрастом, полом, местом жительства, рождением в определённой семье и многим другим. Не все люди обязаны только плодиться и размножаться, иногда они решают и другие задачи Вселенной. Все клише общества доставляют много страданий людям, но только в том случае, когда человек несамостоятелен в своём мнении, когда он не разобрался, как ему поступить: слушать себя или людей.
Если у Вас самой в голове есть опасения о том, что Ваши «часики уже много натикали», то любой невинный намёк постороннего человека на это будет вызывать бурю негативных эмоций. Потому что Вы будете головой соглашаться с чужим мнением и злиться на себя, что Вы не можете заставить своё тело жить «как все». А поскольку Вы так и не выяснили причину Ваших страхов, то у Вас нет объяснения, веского обоснования для самой себя, почему это с Вами происходит.
Желаю Вам успешно пройти этот путь, найти того специалиста, который поможет Вам встретиться со своим страхом, узнать его и понять, от чего он Вас пытается защитить столько времени, а потом Вы со своим страхом уже попробуете договориться.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])